Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как приватизировать служебную квартиру судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедура приватизации служебного жилья имеет свои особенности и нюансы, которые необходимо учесть. Если вы являетесь сотрудником ведомственной организации и проживаете в служебной квартире, возникает вопрос о возможности оформления права собственности на это жилье. Что стоит знать о процедуре приватизации и какие правила следует соблюдать?
Оформление приватизации служебного жилья
Во-первых, передача жилья в собственность в случае ведомственного найма возможна только при наличии соответствующего решения ведомственного органа. Поэтому первым шагом необходимо обратиться в свое ведомство и узнать, каким образом можно начать процедуру приватизации и какие условия нужно выполнить.
Далее, необходимо оформить договор приватизации, который устанавливает право собственности на жилье. В нем указываются сроки, стоимость и порядок передачи квартиры, а также другие детали этой процедуры. Затем следует обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о приватизации и предъявить все необходимые документы.
В случае приватизации служебного жилья есть несколько способов оформления. Можно приватизировать квартиру пошаговая инструкция, а можно воспользоваться услугами юриста или агентства, которые сделают все необходимые действия по вашему поручению.
Но стоит заметить, что приватизация служебного жилья не всегда возможна. В некоторых случаях это запрещено по закону или имеются другие причины, которые препятствуют такой процедуре. Плюсы приватизации включают получение полного права собственности на жилое помещение и возможность его продажи или сдачи в аренду.
В целом, процедура приватизации служебного жилья имеет свои сложности, но при наличии всех необходимых документов и соблюдении установленного порядка, она может быть успешно оформлена. Важно учесть все правила и требования, чтобы избежать возможных проблем и споров в будущем.
Положения о судебном пути при приватизации ведомственного жилья
Приватизация ведомственного жилья предоставляет гражданам возможность приватизировать квартиры, которые им предоставлены на служебное пользование. Но что делать, если администрация отказывает в передаче права собственности на жилье? Кто имеет право обратиться в суд и как происходит судебный путь в случае отказа?
Особенности процедуры приватизации ведомственного жилья включают в себя возможное отсутствие права на приватизацию. Необходимость приватизации ведомственного жилья возникает в случаях, когда граждане проживают в служебных помещениях в течение определенных сроков и соблюдают условия, указанные в законе. Однако администрация может отказать в передаче права собственности, вызвав необходимость обращения в суд.
В случае отказа администрации в передаче жилья в собственность, гражданину стоит обратиться в суд с заявлением о приватизации служебного жилья. Процедура обращения в суд включает в себя составление и подачу искового заявления, на основании которого суд принимает решение о возможности приватизации ведомственного жилья.
Основные нюансы судебного пути при приватизации ведомственного жилья заключаются в необходимости доказать право на приватизацию, привести доказательства соблюдения условий приватизации и определить правомерность отказа администрации. Для этого гражданину стоит предоставить все необходимые документы, подтверждающие его право на приватизацию и соблюдение требований закона.
Таким образом, положения о судебном пути при приватизации ведомственного жилья предусматривают возможность обратиться в суд с иском о приватизации служебного жилья в случае отказа администрации. Однако прежде чем обратиться в суд, необходимо ознакомиться с условиями приватизации, обратиться к специалистам и предоставить все необходимые документы для доказательства своего права на приватизацию.
Обращение в суд с требованиями о приватизации служебной квартиры
Был выбран единственно верный путь в нашей ситуации – предъявить иск в суд с соответствующими требованиями. Обратившись формально в Красногорское КУМИ, и получив отказ, мы обратились в Красногорский суд.
В исковом заявлении мы сослались на следующее:
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», общежития, которые ранее находились в собственности государственных предприятий и переданы в собственность муниципального образования, теряют статус общежитий и к ним должны применяться нормы Жилищного кодекса о договоре социального найма. Однако, спорная квартира была в статусе служебной, а не общежития, поэтому мы просили суд применить аналогию закона, сославшись на статью 7 Жилищного кодекса, так как последствия перехода служебной квартиры, ранее принадлежавшей гос. предприятию, в муниципальную собственность, прямо не урегулированы законодательством.
Нами было заявлено, что квартира не является служебной еще с 1992 года, то есть с момента её передачи в собственность Красногорского района. Для закрепления своей позиции нами были приведены нормы Жилищного кодекса РФ и старого Жилищного кодекса РСФСР, так как правоотношения возникли и продолжались до введения в действие нового кодекса, сводящиеся к тому, что квартира выделялась работнику, состоящему в трудовых отношениях с собственником квартиры, и после прекращения трудовых отношений, а также после смерти работника, члены семьи, которые являются нанимателями, не могут быть выселены из квартиры.
Таким образом, так как доверитель в трудовых отношениях ни с ПТО городского хозяйства, ни с Администрацией Красногорского района не состояла и не состоит, а выселить ее нельзя, квартира фактически не может быть использована собственником в дальнейшем как служебная. На этот счет в Определении Конституционного Суда РФ № 229-О от 14.12.1999 г. и Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П от 24.10.2000 г., говориться, что при определении круга объектов, не подлежащих приватизации, должно учитываться фактическое целевое использование жилого помещения и перспективы такого использования в дальнейшем. То есть, если квартира, как в нашем случае, имеет формально статус служебной, но фактически как служебная не используется и не может использоваться в качестве таковой в дальнейшем, то такое жилое помещение следует считать как квартиру, занимаемую по договору социального найма, и соответственно, подлежащую приватизации.
Суд согласился с нашими доводами и вынес решение об удовлетворении иска.
Если Вы проживаете в неприватизированной служебной квартире или общежитии, и имеете желание бесплатно приобрести в собственность жилье в порядке приватизации, стоит проверить, актуален ли для жилого помещения специальный статус, передавалось ли оно в муниципальную собственность, вполне возможно, что к приватизации нет никаких препятствий.
Кто имеет право на приватизацию служебного жилья?
Вопрос о приватизации служебного жилья является актуальным для множества людей, занимающих государственные должности или работающих в ведомственных организациях. Чтобы понять, кому и когда разрешено приватизировать служебную квартиру или помещение, необходимо обратиться к законодательству.
Согласно Закону о приватизации жилья, приватизировать служебное жилье или помещения можно:
- Служащим в ведомственных организациях;
- Гражданам, работающим на государственных должностях;
- Лицам, занимающим определенные должности в образовательных или медицинских учреждениях;
- Другим категориям работников, установленным законодательством.
Однако, право на приватизацию служебного жилья не предоставляется всем перечисленным категориям. Приватизация возможна только в определенных случаях и при соблюдении определенной процедуры.
Для того чтобы иметь право на приватизацию служебного жилья, необходимо соблюдение следующих условий:
- Работник должен занимать служебную квартиру в течение определенного времени, установленного законодательством;
- Необходимо заключить договор найма на право пользования служебным жильем.
Причины приватизации служебного жилья могут быть разнообразными. Это может быть необходимость оформления собственности на проживаемое жилье, желание изменить место жительства, возможность получить дополнительный доход в случае продажи или аренды квартиры, а также другие личные факторы.
Важно отметить, что в 2023 году вступает в силу новый порядок приватизации служебного жилья, который устанавливает более жесткие требования к приватизации. Поэтому, перед принятием решения о приватизации служебного жилья, необходимо ознакомиться с новыми правилами и порядком приватизации.
- Служебное жильё — это недвижимость, предоставленная работодателем на время действия трудового договора. Ведомственные квартиры выдают работникам и частные компании, и бюджетные организации.
- Прописаться в служебной квартире можно работнику, его детям, супругу, родителям — но только на время трудоустройства.
- Чтобы получить служебную квартиру, нужно написать заявление работодателю и доказать, что у работника нет другой недвижимости в регионе.
- Остаться в служебной квартире после увольнения могут социально незащищённые категории граждан. Если недвижимость перешла к муниципалитету до увольнения сотрудника, съезжать тоже не придётся.
- Чтобы понять, как приватизировать служебную квартиру, нужно выяснить, кому она принадлежит, а затем обратиться с заявлением к владельцу.
Когда жилье в муниципальной собственности
Седьмая статья Закона «О введении в действие жилищного кодекса» говорит, что в отношении к пользованию жильем в общежитиях, принадлежащих госучреждениям или муниципальным предприятиям, и переданных органам местного самоуправления применяют нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. О служебном жилье здесь ничего не сказано, отсюда следует, что последствия передачи служебных квартир в госсобственность закон не регулирует.
И все же главное назначение служебных квартир — проживание граждан, работающих в госучреждениях, при передаче в муниципальную собственность не сохранится, а это значит, что передача служебного жилья в муниципалитете изменяет его статус. В отношении этого жилья применяют ст.7 вводного закона, что вполне допускает Жилищный кодекс.
Исключение из общего правила № 1
Тем не менее, в аб. 2 ст. 4 Закона сказано, что в исключительном порядке приватизация служебной жилплощади все же возможна.
Для этого собственнику помещения или лицу, которому оно передано в хоз. ведение или оперативное управление, нужно принять соответствующий нормативный акт, в котором прописать – при соблюдении каких условий передача ведомственного жилья все же может быть осуществлена.
Однако, следуя вышеуказанной норме, владелец ведомственного помещения должен исходить из принципов разумности и справедливости – другими словами, не “раздавать квартиры всем подряд”.
Например, в локальном акте ведомства может быть предусмотрено, что приватизация осуществляется при наличии определенного количества членов семьи нанимателя или только для определенных социально-незащищенных категорий.
Приватизация служебного жилья судебная практика
1. Если наниматель служебного жилья использовал своё право на приватизацию другого жилья, то даже при наличии у него выслуги, позволяющей приватизировать служебную квартиру, её нельзя приватизировать в пользу членов семьи
Предоставленное законодательством право на приватизацию служебного жилья распространяется только на специального субъекта – носителя соответствующего права (например, на гражданина, отслужившего в системе МВД России более 10 лет), а не на членов его семьи.
Поэтому если глава семьи ранее уже использовал своё единственное право на приватизацию, то эта служебная квартира не может быть приватизирована не использовавшими указанное право членами его семьи. Не будучи специальными субъектами, у них нет права на приватизацию служебного жилья (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2018 г. № 2-КГ18-6).
2. Для приватизации служебной квартиры не обязательно предварительно снимать с неё служебный статус и заключать договор соцнайма
Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию права собственности на служебную квартиру, переданную в собственность заявителя в порядке приватизации, со ссылкой на необходимость предварительного снятия с неё служебный статус и заключить договор социального найма.
Суды согласились с законностью приостановления, отказав заявителю в административном иске об оспаривании решения госрегистратора.
Верховный Суд РФ судебные постановления отменил, сославшись на наличие у местной администрации как собственника жилищного фонда полномочия распоряжаться им по основаниям, установленным законом, и что снятия служебного статуса для этого не требуется (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2018 г. № 18-КГ18-150)
3. Несоблюдение порядка отнесения жилого помещения к числу служебных не свидетельствует о его предоставлении по договору социального найма
Находящаяся в краевой собственности квартира была предоставлена работнику краевого учреждения по договору найма служебного жилого помещения с оформлением регистрации по месту жительства.
После прекращения трудовых отношений администрация края обратилась в суд с иском о выселении бывшего работника с членами семьи без предоставления другого жилья. Ответчик обратился со встречным иском о признании приобретшим право пользования квартирой на условиях договора социального найма.
Районный суд основной иск удовлетворил, а во встречном отказал по причине прекращения жилищных прав в связи с увольнением.
Краевой суд решение отменил, отказал в выселении и признал право пользования квартирой по соцнайму в связи с непринятием решения об отнесении квартиры к служебному жилью.
Верховный Суд РФ отменил апелляционное определение, сославшись на то, что несоблюдение порядка отнесения квартиры к служебной не свидетельствует о её предоставлении по договору социального найма. К тому же, ответчик не был очередником и не имел права на предоставление жилья по договору социального найма. Поэтому право пользования квартирой на условиях соцнайма у него не возникло (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 11 сентября 2018 г. № 18-КГ18-147).
4. Исковая давность о выселении не начинается со дня увольнения, т.к. увольнение не прекращает договор найма автоматически, а лишь служит основанием для его прекращения, и жилищные отношения являются длящимися
Суд отказал наймодателю в иске о выселении бывшего работника в связи с истечением срока исковой давности на обращение в суд, исчисленного со дня увольнения.
Отменяя это решение, Верховный Суд РФ сослался на то, что исковая давность о выселении не начинается со дня увольнения, т.к. увольнение не прекращает договор найма автоматически, а лишь служит основанием для его прекращения, и жилищные отношения являются длящимися (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 11 сентября 2018 г. № 18-КГ18-147).
5. В случае предоставления жилого помещения в общежитии неуполномоченным на то учреждением право пользования им не возникает даже при наличии там регистрации по месту жительства
Комната в общежитии была предоставлена городским филиалом ФГУП «Почта России» по ходатайству Союза ветеранов Афганистана гражданам, не являвшимся работниками почты, и они были зарегистрированы в нём по месту жительства.
ФГУП «Почта России» обратилась в суд с иском о признании их неприобретшими право пользования жильём, выселении и выписке.
Районный суд иск удовлетворил, а апелляционный это решение отменил и в иске отказал, сославшись на то, что поскольку это здание подлежало передаче в муниципальную собственность, то в силу ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ утратило статус общежития и на проживание граждан, зарегистрированных по месту жительства, теперь распространены нормы ЖК РФ о договоре соцнайма.
Верховный Суд РФ апелляционное определение отменил, т.к. почтовый филиал не вправе был предоставлять жильё в общежитии, и к тому же — неработникам почты, а миграционная служба – регистрировать их в нём. Ходатайство афганского общества, не будучи основанием возникновения жилищных отношений, правового значения не имеет (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 2 октября 2018 г. № 18-КГ18-180).
6. При выселении из служебного жилого помещения следует учитывать обе гарантии невыселения, предусмотренные ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ, при отсутствии хотя бы одной из которых возможно выселение без предоставления другого жилья
Городская администрация обратилась в суд с иском о выселении из служебной квартиры бывшего работника муниципальной жилищной организации, отработавшего в ней более 10 лет.
Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали со ссылкой на ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ, запрещающей выселение граждан, приобретших гарантии невыселения по ранее действовавшему законодательству и состоящих или способных стоять на жилищном учёте. Поэтому ответчик, как проработавший в муниципальной организации к 1 марта 2005 г. свыше 10 лет, не может быть выселен вникуда в силу ст. 108 ЖК РСФСР.
Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и направил дело на новое рассмотрение в городской суд, поскольку судами не выяснялся вопрос состояния или наличия у ответчика оснований стоять на жилищном учете, что предусмотрено ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 сентября 2018 г. № 45-КГ18-11).
СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ
- Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
- Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
- до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
- до момента расторжения Договора.
- Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.
ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ОБЩЕЖИТИЙ
Наряду со служебными жилыми помещениями в настоящее время значительное количество граждан проживает в общежитиях различного типа и вида. Для судебной практики также остро стоят проблемы рассмотрения споров о приватизации таких жилых помещений. Данное обстоятельство обусловливается тем, что в советский период достаточно большое количество жилых домов имело статус общежития, принадлежавшего государственным учреждениям и предприятиям. После начала процесса разгосударствления экономической системы многие дома, именуемые общежитиями, перешли в частные руки либо в муниципальную собственность, кроме того, зачастую общежития по факту перестали быть таковыми, хотя в правоустанавливающей документации все еще являлись специализированным жилым фондом.
По многим спорным вопросам были приняты решения судов высших инстанций, что позволило судебным органам на местах сформировать определенную правоприменительную практику.
Так же, как и в отношении служебных жилых помещений, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в статье 4 установлен запрет на приватизацию жилых помещений. При этом в отличие от служебных жилых помещений их собственникам либо владельцам на праве оперативного управления или хозяйственного ведения не предоставлено возможности принимать решения о приватизации каких-либо помещений в общежитии. На первый взгляд ситуация кажется достаточно простой: запрет на приватизацию общежитий установлен законодателем и, соответственно, не может быть оспорен без внесения соответствующих поправок в нормативно-правовые акты. Тем не менее в суды общей юрисдикции ежегодно поступают тысячи исковых заявлений о признании права на приватизацию комнат в общежитии, значительная часть которых удовлетворяется.
Рассмотрим наиболее распространенные категории дел, связанных с требованием признать право на приватизацию общежития.
Прежде всего следует указать на то, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма .
Фабула дела: департамент городского имущества города Москвы обратился с иском о выселении из служебного жилого помещения Н. и членов его семьи. Жилое помещение было предоставлено Н. на время службы по контракту во внутренних войсках МВД, контракт был расторгнут.
Кем рассматривалось: дело рассматривалось:
- в первой инстанции Бутырским районным судом г. Москвы, требования оставлены без удовлетворения;
- в апелляционной инстанции Московским городским судом, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Итоговый судебный акт: Апелляционное определение от 4 декабря 2018 г. по делу N 33-53563.
Апелляционная инстанция при оставлении в силе решения суда первой инстанции руководствовалась следующим:
- Н. имел при вселении в служебное жилое помещение статус военнослужащего;
- служебное жилье было предоставлено Н. на время, так как не было возможности предоставить жилье в собственность как военнослужащему;
- жилые помещения за Н. на праве собственности не зарегистрированы;
- в суде был подтвержден факт регистрации по месту жительства в служебной квартире Н. и членов его семьи;
- без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
В данном судебном деле имеется своя специфика, так как спор происходил в отношении служебной квартиры, которая была предоставлена военнослужащему, однако споры, связанные с жильем для военных, не такая уж и редкость, поэтому необходимо, на наш взгляд, расписать примерный алгоритм по судебной защите военнослужащих от выселения из служебных квартир:
- необходимо подтвердить свой статус как военнослужащего в настоящий момент либо что он был ранее;
- подтвердить, что жилые помещения не приобретались в период прохождения военной службы, а также какие-либо иные жилые помещения в собственности отсутствуют. Данный факт можно подтвердить, заказав соответствующую выписку из Росреестра (выписка заказывается в многофункциональных центрах).
- необходимо подтвердить факт регистрации по месту жительства военнослужащего и членов его семьи в служебном жилом помещении;
- доказать, что срок военной службы составляет более 10 лет.
На сегодняшний день количество судебных дел, связанных со спорами о жилых помещениях и правах на них, для военнослужащих, растет с каждым годом. Законодательство и судебная практика, как правило, на стороне военнослужащих, так как социальному обеспечению армии со стороны государства уделяется повышенное внимание. Не стоит бояться добиваться своих прав на жилые помещения в судебном порядке.
Фабула дела: К. обратился с иском о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение к департаменту городского имущества города Москвы. В исковом заявлении было указано, что жилое помещение имело первоначально статус служебного, однако в дальнейшем выбыло из специализированного жилищного фонда и перешло в муниципальную собственность. В удовлетворении заявления истца о заключении договора социального найма департамент городского имущества отказал.
Кем рассматривалось дело:
- в первой инстанции: Кузьминский районный суд г. Москвы, исковые требования были удовлетворены;
- в апелляционной инстанции: Московский городской суд, решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба департамента городского имущества города Москвы осталась без удовлетворения.
Итоговый судебный акт: Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2018 N 33-46579/2018.
Апелляционная инстанция при оставлении в силе решения суда первой инстанции руководствовалась следующим:
- жилое помещение находится в муниципальном жилом фонде;
- жилые помещения, находящиеся в муниципальном жилом доме, должны предоставляться по договорам социального найма;
- переход служебного жилья в муниципальную собственность меняет статус служебного жилья, то есть после того, как жилье передано в муниципальную собственность, оно утрачивает статус служебного;
- так как жилье утратило статус служебного, к нему должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма;
- так как жилое помещение имеет правовой режим жилья, который устанавливается для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, это жилое помещение можно приватизировать;
- лица, проживающие в таком жилье, имеют право его приватизировать и оформить право собственности на жилое помещение;
- истец выразил волю на приватизацию жилого помещения.
Исходя из примера, описанного выше, в ситуациях, когда жилое помещение утратило статус служебного, можно предложить следующий алгоритм приватизации:
- для начала необходимо обратиться в соответствующий муниципальный орган власти с заявлением о заключении договора социального найма. Если муниципальный орган власти препятствовать не будет, то после заключения договора социального найма на жилое помещение его можно будет приватизировать без судебных разбирательств;
- если же орган муниципальной власти отказал в заключении договора социального найма, необходимо обращаться в суд;
- для суда необходимо будет собрать соответствующие доказательства (документы, подтверждающие, что жилье утратило статус служебного, первоначальный договор найма, которым оформлено право проживания истца и членов его семьи, документы, подтверждающие регистрацию в служебном жилье истца и членов его семьи, также необходимо будет предоставить и сам отказ органа муниципальной власти).
На сегодняшний день по таким делам сформирована устойчивая судебная практика, исковые заявления нанимателей жилых помещений, которые утратили статус служебного, как правило, суды удовлетворяют.
Исходя из вышеизложенного необходимо отметить следующее. Очень сложно составить какой-то единый алгоритм, по которому можно осуществить приватизацию служебных жилых помещений. Это вызвано тем, что для различных служащих государственных органов предусматриваются специальные нормативно-правовые акты, регулирующие их права на жилые помещения. Если выделить предельно общие элементы, которые присутствуют во всех ситуациях и могут быть использованы всеми, то можно дать следующие советы:
- наиболее простой способ приватизировать служебное жилое помещение — договориться с собственником жилищного фонда о приватизации. Закон это прямо предусматривает, но в данном случае дать разрешение на приватизацию — это право собственника фонда;
- если вы обращаетесь с иском о приватизации служебного жилья, помните, что по общему правилу его приватизировать нельзя, необходимо выяснить, является ли жилье вообще служебным, в каком фонде оно находится, на каких условиях заключался договор найма и т.д.;
- если приватизировать вы не имеете права и вас выселяют, проверьте исключения, возможно, как раз вас не имеют права выселять без предоставления иного жилья;
- попытайтесь перевести жилое помещение из собственности специализированного жилищного фонда в муниципальную собственность. Жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, утрачивают статус служебных, к ним применяется правовой режим жилья, который устанавливается для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Жилое помещение, выбывшее из специализированного жилищного фонда, можно приватизировать либо путем заключения договора социального найма, либо в судебном порядке;
- если вы являетесь государственным гражданским служащим, военным, работником правоохранительных органов, необходимо изучить специализированные нормативно-правовые акты, которые регулируют социальное обеспечение работников вашего органа, возможно, как раз в вашем случае есть возможность оформить жилое помещение на праве собственности либо как минимум сохранить право проживания в жилом помещении до предоставления иного жилого помещения.
В завершение хотелось бы сказать, что судебная практика очень неоднозначная по вопросам служебного жилья и выселения из него, в данной статье представлен обзор лишь некоторых нормативно-правовых актов, а также лишь некоторые примеры судебной практики.
Если у вас возникли сложности с приватизацией служебного жилья или вас из него выселяют, то лучше сразу обратиться за юридической помощью к специалисту, так как в случае, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении ваших исковых требований, сложно будет обжаловать такой отказ, если вообще возможно. Не стоит руководствоваться готовыми шаблонами и обрывочными сведениями из Интернета, каждая ситуация имеет свою специфику и требует индивидуального подхода, тем более по таким серьезным делам, как споры о жилых помещениях и правах на них.
Заявление на приватизацию
Процесс переоформления недвижимости начинается с обращения к работодателю. Форма ходатайства о передаче жилья не регламентирована законодательно. Заявление можно написать от руки или напечатать на компьютере.
В документе необходимо указать:
- наименование организации-работодателя;
- данные заявителя (фамилия, имя, отчество, контактную информацию);
- сведения о членах семьи нанимателя, зарегистрированных в квартире;
- дата и основания предоставления служебной жилплощади;
- технические характеристики помещения (адрес, площадь, количество комнат);
- просьбу о передаче недвижимости в порядке приватизации;
- основания, позволяющие оформить собственность (локальные акты предприятия, ссылки на законодательство).
Перечень документов для приватизации
В список бумаг, которые требуется представить для оформления помещения в собственность, входит множество различных справок и выписок.
Обязательный комплект документации включает:
- заявление;
- согласие (или отказ) всех членов семьи на участие в приватизации;
- постановление о переводе служебной жилплощади в муниципальный фонд;
- соглашение о социальном найме;
- справка о лицах, прописанных в квартире;
- копии удостоверений личности жильцов (паспорт или свидетельство о рождении);
- техпаспорт объекта, выполненный специалистами БТИ;
- выписку из лицевого счета (для подтверждения своевременной оплаты коммунальных услуг).
Государство предоставляет каждому гражданину возможность однократного участия в приватизации (ст. 11 Закон № 1541-1). При обращении с заявлением о передаче жилья необходимо представить справку о том, что ранее право не использовалось.