Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательно ли вести журнал путевых листов в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательность ведения журнала путевых листов обусловлена необходимостью контроля за перемещением грузов, обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований законодательства в сфере транспорта. Журнал путевых листов содержит информацию о маршруте, расписании, грузе, водителе и состоянии транспортного средства.
Журнал с 1 марта 2023 года
Из порядка заполнения путевых листов c 1 марта 2023 года исключили указание на обязанность ведения журнала их регистрации. Однако компании и ИП смогут вести журнал добровольно, если это необходимо. В 2023 году журнал учета путевых листов можно вести, как и прежде:
- в бумажном виде;
- в электронном виде.
Однако важно понимать – с 1 марта 2023 года вы ведете этот журнал «для себя». Проверяющие не вправе его запрашивать для проверки, поскольку с 1 марта 2023 года обязанность по ведению журнала исключена. Поэтому сами решайте как будете (или не будете) работать с журналом путевых листов.
Напомним, что в типовом журнале отражается следующая информация:
- Номер путевого листа;
- Дата выдачи;
- ФИО и табельный номер водителя;
- Госномер авто;
- Подписи водителя, диспетчера и бухгалтера.
В “своей” форме вы вправе исключить ненужные поля или добавить необходимые реквизиты.
Какие штрафы грозят при нарушении ведения путевых листов
Существует ряд штрафов, которые могут быть наложены на водителей и организации за нарушение требований ведения путевых листов:
- Штраф для водителя: Если водитель не ведет путевой лист или вносит в него некорректные данные, ему может быть назначен штраф. Сумма штрафа может варьироваться в зависимости от страны, региона и видов нарушений, но в большинстве случаев она может быть значительной.
- Штраф для организации: Если организация не обеспечивает ведение путевых листов своим водителям или допускает некорректное заполнение данных, ей также может быть назначен штраф. Размер штрафа зависит от законодательства и политики в отношении нарушений в данной стране или регионе.
- Судебные санкции: В случае серьезных нарушений требований ведения путевых листов, водителям и организациям может грозить судебное преследование. Это может привести к дополнительным штрафам, снятию водительского удостоверения, временной или постоянной запрету на вождение и другим негативным последствиям.
Что изменилось в законодательстве в марте 2023 года
Правила заполнения бумажных листов были даны в статье 6 закона № 259-ФЗ и в приказе Минтранса № 390. 1 марта 2023 года вступил в силу закон № 39-ФЗ, который внёс изменения в старые нормы и разрешил ведение электронных путевых листов.
В новом законе описаны:
- порядок оформления электронных путевых листов;
- порядок предъявления электронного путевого листа сотруднику ГИБДД.
Кроме того, закон № 39-ФЗ ввёл следующие правила:
- Указывать номер ЭПЛ и название бланка не обязательно. Это требуется, только если лист используют в качестве первичного документа для подтверждения расходов.
- Вместо информации о собственнике транспорта нужно указывать данные ИП или компании, которые сформировали путевой лист.
- Сотрудники, которые проводили медосмотр водителя, подписывают ЭПЛ усиленной квалифицированной электронной подписью. Работники, ответственные за техосмотр транспорта, могут использовать усиленную квалифицированную или неквалифицированную подпись.
- Вести журнал для учёта путевых листов теперь не нужно. Старые журналы необходимо хранить в архиве компании в течение пяти лет.
Что должно быть в путевом листе: формы и реквизиты
Согласно приказу № 390, путевой лист должен содержать следующие сведения:
- срок действия документа;
- данные ИП или компании, которые оформили путевой лист;
- информация о транспортном средстве;
- данные водителя;
- вид перевозки;
- вид сообщения.
В 2023 году эта информация обязательна для всех видов путевых листов, будь то электронный путевой лист грузового автомобиля или электронный путевой лист легкового автомобиля (например, для такси). По желанию собственник автомобиля может включать в ЭПЛ иные дополнительные сведения. Заполнять лист нужно следующим образом:
Дата формирования ЭПЛ | Ставится текущая дата выпуска машины в рейс |
Признак начала рейса | Может быть выезд с парковки или приём транспортного средства |
Вид перевозки | Коммерческая перевозка; Перевозка для собственных нужд; Передвижение и работа специальных транспортных средств |
При коммерческой перевозке выставляется тип | Регулярная перевозка пассажиров и багажа; Перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования; Перевозка пассажиров и багажа по заказу; Перевозка пассажиров и багажа легковым такси; Организованная перевозка групп детей автобусами |
При перевозке грузов | Место отправления и адреса пунктов погрузки и выгрузки |
Вид транспортного сообщения | Городское; Пригородное; Междугородное |
Грузоотправители | Не обязательное (опционально) |
Оформитель | Юридическое лицо или ИП |
Статус | Собственник транспортного средства или арендодатель |
Медосмотр | Организация оформителя, либо сторонняя организация |
Технический контроль транспорт | Организация оформителя, либо сторонняя организация |
Внесение показаний одометра | Организация оформителя, либо сторонняя организация |
Транспортное средство | Тип, марка, модель, регистрационный номер автомобиля, инвентарный номер (опционально), данные по прицепу (опционально) |
Водитель(ли) | Фамилия, Имя, Отчество (если есть), серия и номер ВУ, дата выдачи ВУ |
Послерейсовый медосмотр | Обязателен при пассажирской перевозке, в остальных случаях опционально |
Формирование путевого листа | Один день либо период |
Дата использования | Один день либо начало и окончание использования |
Нужно ли вести учет путевых листов?
Оборот на предприятии путевых листков должен находиться под строгим учетом руководителя и бухгалтерии. До 1997 года правила ведения журнала были унифицированы и оформлялись по форме №8, однако после 2013 года точное соответствие стало необязательным, но желательным.
ИП или юрлицо при желании могут спроектировать свой журнал или дополнить необходимой информацией типовую форму, но такая работа потребует затрат усилий и времени. В любом случае удалять обязательные пункты запрещено, а вносить дополнительные сведения – можно.
Журнал учета должен храниться не менее 5 лет. Период, на который он должен оформляться, чаще всего равен 1 календарному году. Однако данный срок можно уменьшить до 1 месяца.
В журнал обязательно должны быть внесена следующая информация:
- дата выдачи путевого листа водителю;
- дата его получения от водителя;
- дата приема документа в бухгалтерию организации.
Причины ведения журнала учета путевых листов
Одной из основных причин ведения журнала учета путевых листов является необходимость соблюдения законодательных требований и нормативов. В соответствии с законодательством и правилами дорожного движения, любое транспортное средство, осуществляющее грузовые или пассажирские перевозки, должно быть оснащено путевым листом. Этот документ содержит информацию о составе экипажа, грузе, времени и маршруте движения.
Кроме того, ведение журнала учета путевых листов позволяет контролировать использование автотранспорта и своевременно оптимизировать его работу. Это особенно важно для предприятий, где используется большой парк транспортных средств. Журнал позволяет отслеживать пробег, время работы и затраты на топливо для каждого автомобиля, а также выявлять возможные нарушения и ошибки.
Еще одной причиной ведения журнала учета путевых листов является возможность контролировать выполнение плановых заданий и степень исполнения заказов. На основе данных в журнале можно отслеживать графики и сроки доставки, оценивать эффективность работы перевозчика и принимать решения о необходимости внесения изменений.
Как использовать электронные средства для ведения журнала учета путевых листов
Технологии не стоят на месте, и все больше компаний переходят на электронные средства ведения журнала учета путевых листов. Это связано с рядом преимуществ, которые они предоставляют, включая удобство использования, эффективность и возможность автоматизации процессов.
Одним из основных инструментов для ведения журнала учета путевых листов являются специализированные программы и приложения. Они позволяют вести учет всей необходимой информации, такой как данные о водителе, автомобиле, маршрут, пробег, время работы, расход топлива и многое другое.
С помощью таких программ и приложений можно сократить время на заполнение и обработку путевых листов, а также избежать ошибок, связанных с ручным внесением данных. Все данные сохраняются в электронном виде и могут быть легко доступны для просмотра и анализа.
Кроме того, электронные средства позволяют автоматически генерировать отчеты на основе введенных данных. Это упрощает процесс отчетности и позволяет быстро получать необходимую информацию для управления автопарком.
Отметки о медосмотре в путевом листе
Много споров относительно того, может ли отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медосмотре послужить законным основанием для снятия расходов. Здесь сразу отметим, что нужно отталкиваться от того, в каких случаях законодательство обязывает проходить лиц, управляющих автомобилем, такие медосмотры.
Исходя из совокупности положений п. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на водителей транспортных средств. В первую очередь это непосредственно сотрудники, принятые на работу на должности «водитель». Во вторую очередь это все те, чья работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле. Как показывает практика, суды приравнивают к водителям тех сотрудников, чья работа была связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, например, торговых представителей (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Полагаем, данный вывод можно распространить на курьеров и экспедиторов, которые доставляют товары на служебном транспорте.
Бывают еще и послерейсовые медосмотры, отметки о проведении которых тоже указаны в составе обязательных реквизитов путевого листа. Такие медосмотры нужно проводить только в том случае, если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Соответственно, в случае, если автомобиль используется для управленческих нужд или для перевозки грузов, не относящихся к опасным, послерейсовые медосмотры водителей проводить нет необходимости.
Отсутствие отметки о медосмотре (если она обязательна) при налоговой проверке может повлечь за собой снятие расходов на ГСМ и, как следствие, доначисление налога. Таких примеров в судебной практике немало.
Также расходы могут снять, если отметку о медосмотре проставляло лицо, которое не может в силу законодательства проводить медосмотры. Отметим, что медосмотры водителей вправе проводить только медработники или медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.
Изменения в требованиях к путевым листам с 1 января 2024 года
С 1 января 2024 года вступают в силу новые требования к оформлению путевых листов. Эти изменения связаны с необходимостью повышения эффективности и безопасности дорожного движения.
Одним из главных изменений является введение обязательного электронного формата для всех путевых листов. Теперь водители должны иметь специальное устройство, способное регистрировать и хранить информацию о поездках. Это позволит автоматизировать процесс контроля за соблюдением времени работы водителей и предотвратить возможные нарушения.
Также с 1 января 2024 года будет введена новая система контроля пробега. Путевые листы должны будут содержать подробную информацию о маршруте, пройденном водителем, включая точные координаты начала и конца поездки, а также промежуточные точки. Это поможет более точно учитывать пробег и контролировать соответствие фактического маршрута указанному в путевом листе.
Изменение | Описание |
---|---|
Обязательный электронный формат | Водители должны иметь специальное устройство для регистрации и хранения информации о поездках. |
Новая система контроля пробега | Путевые листы должны содержать более подробную информацию о маршруте водителя. |
Внедрение этих изменений позволит повысить качество ведения учета рабочего времени водителей и обеспечить более точный контроль за выполнением дорожных правил. Кроме того, электронный формат путевых листов значительно упростит процесс их создания и обработки.
Возможность облегченной сдачи отчетности в налоговую службу
С введением новых требований к путевым листам с 1 января 2024 года, налоговая служба также предоставляет предпринимателям возможность облегченной сдачи отчетности. Теперь предприниматели смогут отправлять свои отчеты налоговой службе в электронном виде, используя соответствующую онлайн-платформу.
Это позволит:
- Сократить время и усилия, затрачиваемые на сбор и подготовку отчетности;
- Снизить вероятность ошибок при заполнении отчетов, благодаря автоматическому заполнению и проверке данных;
- Улучшить взаимодействие между предпринимателями и налоговой службой, повысить прозрачность и доступность процесса сдачи отчетности.
Для использования онлайн-платформы по сдаче отчетности необходимо зарегистрироваться на портале налоговой службы и получить соответствующие права доступа. После этого предприниматели смогут удобно и безопасно передавать свои отчеты налоговой службе в электронной форме.
Внедрение возможности облегченной сдачи отчетности в налоговую службу позволит предпринимателям сосредоточиться на своей основной деятельности, сократить временные затраты на бумажную работу и получить доступ к своим отчетам в любое удобное время.
- водительское удостоверение (с нужным классом допуска);
- бумаги на автомобиль (если есть прицеп – он тоже должен быть зарегистрирован);
- сопроводительные документы на перевозимый товар (товарно-транспортные накладные и пр.);
- если требуется – специальное разрешение на транспортировку особых грузов;
- путевой лист.
- Серия и номер листа.
- Дата составления документа.
- Сведения о собственнике ТС. Для ЮЛ указывают: название, организационно-правовую форму, адрес, номер телефона, ОГРН. Для ИП — ФИО, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
- Название организации, составившей документ, и ее адрес.
- Код по ОКПО.
- Данные о сроке действия путевого листа: число, месяц, год. Это период, в течение которого можно эксплуатировать ТС по данному путевому листу. Можно выдать лист и на несколько дней (при долгом маршруте) — тогда отмечают даты начала и конца периода эксплуатации.
- Сведения о перевозке. Этот реквизит введен с 2024 года. Об особенностях его заполнения, рассказываем ниже.
- Марка машины (если автомобиль иностранного производства, модель можно вписывать в русской транскрипции) и другая информация о ней (номера и т.д).
- Отметка о предрейсовом контроле техсостояния автомобиля. Реквизит также введен с 2024 года.
- Данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии. Сюда же входит информация о медицинском осмотре — предрейсовом и послерейсовом.
- сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания одометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
- затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
- затем вписываются цифры одометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.
Ответственный за ведение Журнала
Действующие законодательные акты не закрепляют обязательства по ведению Журнала учета движения путевых листов за определенной должностью (подразделением, т.п.). Таким образом, предприятия вправе самостоятельно выбрать сотрудника, на которого будет возложена ответственность по ведению Журнала. Как правило, таким сотрудником выступает диспетчер транспортного отдела, который принимает путевые листы у водителей и передает их бухгалтеру для списания расходов топлива в соответствие с установленными нормами.
Ответственный за ведение Журнала учета движения путевых листов должен быть зафиксирован в учетной политике. В общем порядке, в документе указывают должность сотрудника, в обязанности которого вменяется заполнение Журнала.
Прием платника на работу: новые сведения в путевом листе
С введением новых требований с марта 2024 года, путевой лист становится основным документом, регулирующим процесс приема платника на работу. Новые сведения внесены в путевой лист с целью улучшения процесса регистрации и ведения кадрового учета.
Одним из основных нововведений является обязанность указывать в путевом листе информацию о месте регистрации платника. Это поможет установить место его пребывания и в случае необходимости связаться с ним.
Также, новые путевые листы предусматривают внесение сведений о выполнении обязанностей платником. Это включает в себя указание конкретных работ, которые должны быть выполнены, а также оценку их качества.
Отмена старого журнала приема и учета платников труда, статус которого был до сих пор неопределенным, стала еще одним изменением в путевых листах. Теперь информация о приеме платников будет полностью перенесена в путевой лист, что облегчит процедуру учета и контроля.
Последствия несоблюдения требований путевых листов
Несоблюдение требований, предъявляемых к оформлению путевых листов, может иметь серьезные последствия для водителей и организаций. Во-первых, отсутствие правильно заполненного и актуального путевого листа может привести к штрафам и административным наказаниям. Органы государственной инспекции могут применить штрафное воздействие в случае, если сведения о поездке, такие как даты начала и окончания, место отправления и назначения, не будут соответствовать действительности.
Во-вторых, неверные сведения в путевых листах могут привести к отмене регистрации транспортного средства. С данными, несоответствующими действительности, водители могут потерять возможность использования своего автотранспорта для коммерческих целей. Такая ситуация может оказаться чрезвычайно неблагоприятной для бизнеса и привести к финансовым потерям и утрате клиентов.
Правила оформления путевых листов в 2022 году
Правила заполнения путевого листа Минтранс России утвердил Приказом от 11 сентября 2020 года № 368. Они действуют до 1 января 2027 года.
- Бланк путевого листа можно разработать самостоятельно или взять за основу типовую межотраслевую форму № 3, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78.
- Необходимо предусмотреть в форме путевого листа обязательные реквизиты, установленные приказом Минтранса России от 11 сентября 2020 года № 368.
- Образец бланка путевого листа нужно закрепить в учетной политике.
- При заполнении путевых листов руководствуйтесь правилами, которые приведены в пунктах 8–16.
- Обязательных реквизитов и порядке заполнения путевых листов, утвержденном приказом Минтранса России от 11 сентября 2020 года
Оформление путевых листов для водителей
Дата публикации 05.04.2023
Путевой лист – это первичный документ для учета и контроля работы транспортного средства (далее – ТС) и водителя в организациях и у ИП, деятельность которых связана с автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Это следует из ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее – Устав автомобильного транспорта) и ст.
9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ).
Утвержденной законом формы путевого листа нет, поэтому организации или ИП должны самостоятельно разработать эту форму, предусмотрев в ней обязательные реквизиты, перечисленные в приказе Минтранса России от 28.09.2022 № 390 (далее – Приказ № 390). Приказ № 390 регулирует заполнение путевых листов с 01.03.2023.
При разработке формы путевого листа за основу можно взять Типовую межотраслевую форму № 3, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, включив в нее обязательные реквизиты, о которых мы расскажем далее.