Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образование, должностные обязанности и перспективы для карьерного роста методиста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Методист работает преимущественно в государственных и частных организациях, специализирующихся на педагогической, воспитательной и культурно-просветительской работе. От специфики и сложности образовательных программ, которые изучают в учреждении, зависит направление деятельности методиста.
Какие бывают методисты?
Какие специалисты относятся к данной категории:
- Педагогический дизайнер: создает программы очного, дистанционного и смешанного типа.
- Дизайнер образовательной сферы: работает непосредственно с учащимися, оказывает поддержку студентам и школьникам в освоении учебного курса;
- Методист онлайн-курса: разрабатывает образовательные проекты, учебный курс от идеи до запуска с упором на дальнейшее развитие. Регулярно обновляет методическую программу, совершенствует цифровой продукт;
- Координатор образовательных онлайн-платформ: координирует дистанционное обучение в вузах, общеобразовательных и частных школах, на курсах повышения квалификации сотрудников предприятий;
- Тьютор: сопровождает учеников с ограниченными возможностями здоровья. Профессия объединяет в себе навыки коуча, психолога, профориентатора, помогает выстраивать собственный образовательный вектор с учащимся;
- Куратор онлайн-курса: организует учебный процесс, обсуждает напрямую с обучающимися технические и организационные особенности программы;
- Педагог, использующий игровые методики: специалист не разрабатывает психолого-педагогическую программу самостоятельно, использует готовые кейсы с учетом поставленных целей;
Примечание: Данный список неполный и может варьироваться в зависимости от конкретных областей и потребностей образовательного учреждения.
Кто такие методисты и чем они занимаются?
Обратите внимание, для каких целей готовят методистов. Специалисты данного профиля отвечают за организацию преподавательской, культурно-просветительской работы в учебном или дошкольном учреждении. Чаще эту ответственную должность занимает практикующий преподаватель, владеющий не только азами изложения знаний по своему предмету, но также практический опыт в педагогической сфере.
Какие рабочие задачи решает методист:
- Исследовательские: реализация новых образовательных программ в контакте с педагогами, анализ возникающих проблем и затруднений, оценка эффективности инновационных процессов обучения;
- Экспертные: профессиональная оценка авторских программ, курсов, разработанных в образовательной организации. Формирование учебного плана для доступной подачи материала педагогом;
- Управленческие: сюда входят создание учебно-методических материалов, нормативных актов, стандартов и бланков документов, изучение действующего законодательства в образовательном секторе, участие в составе приемных комиссий, выдача справок и направлений студентам вузов и колледжей, ученикам общеобразовательных школ.
Специалисты данного профиля работают в вузах, техникумах, колледжах, школах среднего образования. Методисты трудятся в дошкольных детских учреждениях, методических кабинетах городского и районного уровня, в ДК и центрах развития, а также в организациях по повышению квалификации преподавательского состава.
1.1. Методист учебного отдела ВУЗа относится к учебно-вспомогательному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность методиста учебного отдела ВУЗа назначается лицо, имеющее [вписать нужное] образование [без предъявления требований к стажу работы/ и стаж работы по специальности не менее [значение] лет].
1.3. На должность методиста учебного отдела ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
1.4. Методист учебного отдела ВУЗа должен знать:
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
Локальные нормативные акты образовательной организации;
Основы педагогики, педагогической психологии;
Основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;
Теорию и методы управления образовательными системами;
Основы налогового, экономического и экологического законодательства;
Финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;
Основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;
Современные формы и методы обучения и воспитания;
Правила ведения документации по учебной работе;
Основы делопроизводства;
Методику использования на всех видах занятий средств технического обучения;
Правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Методист учебного отдела ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
Методист учебного отдела ВУЗа несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Видов методистов много, и у каждого – свои особенности и обязанности.
Методист вуза — классический вид, тесно взаимодействует со студентами и преподавателями, а также — если того требует образовательный процесс — и с родителями учащихся. Кроме этого он, как и все методисты, занимается бумажной работой — ведет документооборот, помогает составлять учебные планы, пополняет информационные базы данных. Но есть и отдушина — внеучебные мероприятия, посвящения, балы выпускников, КВНы и прочее.
Методист учебно-методического отдела разрабатывает учебно-методические материалы, формы и бланки документов, нормативные акты и прочее, а также пишет статьи по вопросам образовательной деятельности, занимается подборкой и изучением правовой документации и консультированием по вопросам образовательной деятельности. Нередко присутствует в приемной комиссии, а также помогает студентам со справками и выписками. Похоже на работу методиста вуза, поэтому часто под этими разными названиями подразумевают одно и то же.
Методист дополнительного профессионального образования — как и все, работает с учебно-методическими комплексами, контролирует процесс обучения, составляет учебные планы, рабочие программы, проверяет наличие необходимой документации и технических средств, формирует учебные группы, контролирует проведение занятий (их качество и систематичность) и ведет статистику и отчетность. Ему приходится управляться с большими объемами данных.
Психолог-методист должен уметь сочетать работу как методиста, так и . Кроме помощи коллегам-психологам в разработке новых программ, адаптации старых, проектирования психологических семинаров и тренингов, ему требуется еще и оказывать им профессиональную поддержку — проводить консультации по проблемам эмоционального выгорания, взаимоотношений в коллективе и творческих кризисов.
Методист в книжном издательстве консультирует учителей и преподавателей по поводу продукции своего издательства. Однако не нужно путать его с менеджером по продажам. Его обязанность — не выполнить план по сбыту продукции, а подготовить для этого почву. Для этого он проводит лекции, семинары, презентации, вебинары по ассортименту издательства; создает базу контактов методистов образовательных учреждений, учителей, преподавателей, заведующих кафедр и находится с ними на связи; участвует в тематических книжных выставках; помогает в определении маркетинговой политики и т.д.
Методисты иностранных языков — для тех, кто . Помогают в повышении квалификации учителей иностранных языков, разрабатывают и тестируют новые методики обучения, сотрудничают с организациями, проводящими тесты на знание иностранных языков, а также принимают участие в подготовке тематических олимпиад, конференций, конкурсов, семинаров, оформляют документацию и контролируют качество.
Методист-составитель заданий пополняет базу заданий для школьников: придумывает задачи, расписывает ход их решения, понятный ребёнку, анализирует имеющиеся задания на предмет качества. Нередко такая работа бывает дистанционной, поскольку все работают в единой виртуальной базе на сайте.
Врач-методист — специалист во врачебной области, дополнительно прошедший курсы по управлению сестринской деятельностью или организацией здравоохранения. На его плечах — организация тематических конференций, семинаров, стажировок по обмену опытом, проведение инструктажей по вопросам оргработы и контроль за исполнением намеченного плана.
Тренер-методист — человек-гуру. Как правило, его можно найти в крупных компаниях, где он разрабатывает и проводит тренинги, оценивает качество персонала, занимается индивидуальным ведением сотрудников и адаптацией новичков во всех филиалах компании, разъезжая по стране.
Методист-организатор занимается организацией и проведением мероприятий, кружков и секций и несет за них полную ответственность. Кроме этого, занимается оформлением соответствующих бумаг — без этого никак.
Иногда под методистами (например, в ЖКХ) понимают консультантов и специалистов по работе с первичной бухгалтерской документацией и корреспонденцией.
Тот, кто помогает системе работать
Методист — это специалист, в обязанности которого входит постоянный и последовательный контроль над организацией работы учреждения, в котором он трудоустроен, а также ведение всей необходимой документации, проведение разных мероприятий. Говоря простыми словами, методист — это не просто винтик большой системы любого института, это ключик, который обеспечивает бесперебойную работу всей системы.
Без методиста сложно представить себе любой детский садик, школу или вуз, ведь в обязанности воспитателей и преподавателей не входит налаживание максимально идеального графика работы каждого из них или поиск решения, если вдруг кто-то не может выйти на работу — этим занимается методист, именно благодаря ему хрупкие организационные звенья никогда не прерываются.
Шаг 1: Определение своих целей и мотивации
Прежде чем стать методистом, важно определить свои цели и мотивацию. Если вы уже работаете в преподавательской сфере или имеете учебный опыт, то, возможно, вы уже задумывались о переходе в должность методиста. Эта профессия может быть особенно привлекательна для тех, кто имеет опыт работы в дошкольном образовании или в обучающих учреждениях.
Что же делает методиста особенным? Методисты обладают специальными знаниями и навыками, которые помогают им подготовить профессиональные курсы и обеспечить уверенное дистанционное обучение. Они являются экспертами в своей области и могут предоставить ценные инсайты и открытия работодателям в образовании.
Однако, как и в любой профессии, у методистов есть свои преимущества и недостатки. Они должны быть готовы к тому, что их работа может требовать большого объема усилий и времени, особенно при разработке учебных программ и курсов. Кроме того, методисты часто работают в дошкольных садах или обучающих учреждениях, где могут возникать различные вызовы и трудности.
Какие навыки и знания должен иметь методист? Он должен быть хорошо знаком с образцами работы в дошкольном образовании и иметь опыт в преподавательской сфере. Он должен уметь разрабатывать и адаптировать учебные программы и курсы, а также иметь глубокие знания в своей специальности. Кроме того, методист должен быть готов к карьерному росту и развитию, постоянно совершенствуя свои навыки и знания.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы |
Минусы |
|
|
И пару слов об оплате…
Методист — это не та профессия, на которой можно, как говорится, заработать свой первый миллион. Но это прекрасный вариант для тех людей, кого устраивает тихое, уютное место работы и уверенность в завтрашнем дне. Среднестатистическая заработная плата методиста будет составлять около 2,5-3,5 прожиточных минимумов и выше, что, в принципе, тоже неплохо.
В учебных заведениях? Многие думают, что ответ кроется в материальной базе учреждения, стремлении учеников или настойчивости преподавателей. Но редко кто вспоминает о методистах. И напрасно, ведь методист — это человек, отвечающий за внедрение эффективных
К сожалению, немногие знают о том, чем именно занимаются эти специалисты. Причина в том, что методисты не взаимодействуют с учениками напрямую, оставаясь в тени педагогов и воспитателей. И все же именно они являются творцами основных теорий и методик образования в современном мире.
Каким педагогам надо проходить аттестацию
С новой системой в школе появятся две квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник. Это расширит возможности карьерного роста для педагогов, а также позволит развить наставничество внутри школы.
Обновленные категории учителей:
- выпускник педагогического вуза без категории.
- Учитель, соответствующий должности,— молодой специалист, который проработал в образовательном учреждении 3 года и удачно прошел аттестацию.
- — разработка новых педагогических технологий, учебных пособий и методичек. Также методист выступает экспертом на семинарах и мастер-классах. Требования:
- стаж преподавания более пяти лет;
- первая или высшая квалификационная категория;
- есть диплом о дополнительном образовании по направлению «Методист», полученный не позднее чем за три года до подачи заявления на аттестацию в качестве учителя-методиста.
- стаж преподавания более семи лет;
- высшая квалификационная категория;
- есть диплом о соответствующем дополнительном образовании, полученный не позднее чем за три года до подачи заявления на аттестацию в качестве учителя-наставника.
Каковы этапы аттестации педагогических работников
Алгоритм аттестации закреплен в Приказе № 276. Условно можно выделить три этапа: формирование комиссии, проведение аттестации и объявление результатов.
Чтобы начать аттестацию, учреждение издает документы:
- Распорядительный акт, где указаны сотрудники, которые обязаны пройти аттестацию, и ее график. Документ включает список работников для обязательной проверки, а также ее график. Педагоги должны ознакомиться с актом не позднее чем за 30 дней до проведения их аттестации.
- Представление на каждого педагога. Это основной документ комиссии, в нем должна быть полная информация: Ф.И.О., должность, основное и дополнительное образование, итоги предыдущих аттестаций и пр.
Сотрудник должен ознакомиться с этими документами не позднее чем за 30 календарных дней до дня аттестации. После учитель может внести в представление дополнительную информацию, которой не было, например информацию о сертификатах об обучении.
Аттестация — заседание комиссии. В заседании должен участвовать и сам учитель. Если он не придет без уважительной причины, комиссия разбирается без него. При таком сценарии ситуация вряд ли сложится в пользу аттестующегося. Если же уважительная причина есть, заседание перенесут.
Объявление результатов. Члены комиссии с помощью голосования решают, соответствует ли педагог занимаемой должности. Результаты заносят в протокол, знакомят со своим вердиктом педагога.
В разделе «Общие положения» говорится о том, какими навыками и знаниями должен обладать методист и какими нормативными актами ему надлежит руководствоваться в своей работе. Оговариваются здесь и требования, предъявляемые к образованию и трудовому стажу.
Так, например, в туриндустрии к специалисту, не имеющему категории, требований к стажу по специальности обычно не предъявляется. Правда, действительно это лишь при условии, что он имеет высшее образование или прошел спецподготовку. Если же кандидат имеет среднее специальное образование, то для него обязательно прохождение спецподготовки и наличие стажа не менее 3 лет. Для специалиста 2 категории обязательным будет наличие 3-летнего стажа работы. Когда же речь идет о методисте 1 категории, тогда помимо высшего профессионального образования лицо должно иметь 3-летний стаж работы методистом 2 категории.
Что же касается методистов, работающих в образовательных учреждениях различного типа, мультимедийных библиотеках, методкабинетах и центрах, то для них может быть обязательно высшее профессиональное образование и 2-летний трудовой стаж по специальности. Старший же методист для назначения на должность должен проработать в должности методиста не менее 2 лет.
В заключение осталось напомнить, что с должностной инструкцией претендента необходимо ознакомить еще до того момента, как с ним будет подписан трудовой договор. Причем данный факт должен быть подтвержден личной подписью соискателя на этом документе. Типовой образец должностной инструкции методиста вы можете скачать на нашем сайте.
Аленова Жулдыз
Эссе «Что значит быть методистом? Кто это?»
Кто такой методист ? Какова его роль в системе работы детского сада? Став методистом , я поняла, что должна нести ответственность не только за себя и мое умение работать с детьми, но и за педагогов-воспитателей, за детей из всех групп, за работу с родителями и т. д. Методист – это человек , который всегда должен знать ответ на любой вопрос; педагог, который должен показать, научить, познакомить с новыми методами , приемами, быть в курсе последних новшеств в системе образования.
Должность «методист » появилась не сразу. Сначала это были «воспитатель-методист » , а после «старший воспитатель» . Но как бы не называлась должность, всегда к методисту предъявлялись высокие требования. И, на мой взгляд, методистом обязательно должен быть человек , который сам был сначала воспитателем, знает эту работу не понаслышке.
Методист отвечает за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. Если методист профессионал в своем деле, и качество работы воспитателей будет высоким.
В любом детском дошкольном учреждении педагоги должны повышать свой профессионализм, умение работать с каждым ребенком. Методист должен помочь воспитателям определить методы работы , рассмотреть творческий потенциал педагогов, помочь выбрать тему самообразования для совершенствования их профессиональных знаний, умений.
Я работаю методистом недавно , но вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время требования родителей к работе педагога в дошкольном учреждении стали более высокими. Родители хотят, чтобы воспитанием их детей занимались профессиональные мастера своего дела. А для этого необходимо постоянно повышать свои знания и умения. В нашем дошкольном учреждении мы используем следующие формы повышения профессионального мастерства педагогов :
Во-первых, это всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов.
Во-вторых, это различные смотры – конкурсы. Их мы планируем согласно годовому плану. Творческая группа педагогов разрабатывает критерии оценки конкурса. К участию в смотрах – конкурсах мы привлекаем родителей, что очень радует детей, да и взрослых тоже.
В-третьих, это создание творческой группы педагогов. Мы создаем их для решения проблемы, возникшей в образовательном процессе. В такую группу входят самые опытные педагоги и педагоги – наставники.
Есть у нас в детском саду и «Школа молодого воспитателя» , куда мы объединяем молодых воспитателей для повышения их педагогического мастерства. Для них проводятся мастер-классы, консультации, просмотры открытых занятий, обмен опытом.
Помимо этого каждый педагог занимается самообразованием. Выбрав тему, педагоги осмысляют ее, показывают ее актуальность, самостоятельно добывают знания по теме и внедряют ее в своей работе с детьми. Для меня это направление работы методиста наиболее близко и интересно. Воспитателям предлагаю участие в различных конкурсах, семинарах, педагогических чтениях, конференциях. Каждый педагог создает портфолио, где собирает все наработки по своей теме. Два раза в год педагог дает открытые занятия по теме самообразования.
Основная работа старшего воспитателя — это работа с педагогическими кадрами. Методист способствует профессиональному росту членов коллектива, мотивируя педагогов к самосовершенствованию, и помогает им подняться на более высокую ступень педагогического труда.
Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Старший воспитатель должен быть широко информирован обо всех инновациях в системе дошкольного образования. Он сегодня должен сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.
Коллектив педагогов в детском саду не всегда такой, каким его хотелось бы видеть. Кто-то работает, творчески подходя к любому делу, все время что-то придумывая, изобретая. Другие работают хорошо, выполняют свою работу, но нет инициативы, блеска в глазах, желания сделать процесс воспитания и обучения лучше. И третий тип педагогов, которые имеют диплом об образовании, но очень далеки от профессии, не имеют ни способностей, ни желания работать и творить. И в любом коллективе найдется один – два таких работника. Задача методиста – знать свой коллектив, уметь разглядеть сильные и слабые стороны каждого и вселять в них уверенность и желание работать.
Жизнь не стоит на месте, идет вперед, значит , необходимо самому идти за новыми знаниями. Нельзя с уверенностью сказать «Я все знаю и умею» , мы всю свою жизнь учимся, делая какие-то ошибки и промахи.
Какой должна быть методическая работа в новых условиях?
Если ты методист только по должности – результата от такой деятельности будет мало. А если это призвание, тогда и результат будет другой. Методист — это генератор идей, непосредственный участник, теоретик, способный анализировать педагогический процесс, явления и делать выводы, существенные для повышения качества работы. Профессионализм методиста – не в сохранении образа «все знающего, все умеющего» , а в умении оказать эффективную помощь.
Методисту необходимо иметь фундаментальные профессиональные знания, компетентность, широкий кругозор и общекультурную эрудицию.
Методист должен иметь в обязательном порядке соответствующие психофизические качества личности : хорошие организаторские навыки, способность быть лидером , умение заинтересовать и сплотить практиков, публично выступать.
Главное в труде методиста – не только донести профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием. В наше время методист должен владеть новыми информационными технологиями. Методическая работа мне представляется деревом, где методист – это корень , который питает, растет, и благодаря ему есть ветки – педагоги, а с их чуткой целенаправленной работой появляются листочки – дети. Важно быть мастером своего дела. Что это означает ? А что значит уметь видеть все возможные проблемы в педагогическом процессе и уметь их предотвращать, уметь решать сложные педагогические ситуации, обладать профессионализмом, но в то же время быть простым обычным человеком.
Моя работа заключается в том, чтобы помочь педагогам открыть самих себя. Возможность проявить свои таланты, свое творчество, мастерство. Чтобы каждый мой педагог стал Педагогом с большой буквы.
Для этого обязательно нужны знания, но помимо этого еще и открытая душа, доброе сердце, любовь к детям и к своей профессии.
Мои жизненные принципы, которыми я руководствуюсь в профессиональной деятельности :
1. Никогда не говорить «Я не знаю» , главное — желание это узнать;
2. Всегда помогать окружающим тем, что знаю и умею сама;
3. Контролировать свои чувства и эмоции;
4. Уважать выбор и мнение другого человека;
5. Уметь слышать и слушать.
Иногда и мне бывает очень трудно и тяжело работать, но я не сдаюсь. Я доказываю всем и в первую очередь самой себе, что я не зря выбрала эту профессию…
И, подводя итог, хочется сказать, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.
Гарантии работнику, отправляемому в отпуск
Несмотря на то, что длительный отпуск педагога не оплачивается (если иное не предусмотрено коллективным договором образовательной организации), на время отпуска:
1) за ним сохраняется место работы (должность);
2) сохраняется объем учебной нагрузки при условии, что за этот период не уменьшилось количество часов по учебным планам, учебным графикам, образовательным программам или количество обучающихся, учебных групп (классов);
3) не допускаются перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе работодателя, за исключением ликвидации организации.
В заключение отметим, что продолжительность длительного отпуска педагога, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска работающим по совместительству, оплата за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные Порядком № 644 (в частности, возможность отзыва из отпуска), определяются коллективным договором.
В высшем образовании методическая работа строится иначе, чем в школах и колледжах.
Так, на федеральном уровне существует система Учебно-методических объединений (УМО) в сфере высшего образования. Это организации в ведомстве Минобрнауки, каждая из которых отвечает за свою укрупнённую группу специальностей и направлений. Сотрудники федеральных УМО — представители ведущих вузов и профильных ассоциаций — участвуют в разработке ФГОС по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, готовят предложения по оптимизации перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, проводят экспертизу качества учебной литературы и оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации студентов.
В каждом вузе обычно есть учебно-методическое управление (УМУ) либо его аналог. Его работа в основном организационная и бумажная — подготовка документов для лицензирования и аккредитации программ университета, контроль за тем, чтобы образовательный процесс и его качество соответствовали государственным требованиям. Также УМУ, как правило, формирует расписание и распределяет нагрузку преподавателей, контролирует проведение сессий и итоговых аттестаций. Иногда эти задачи делятся между несколькими подразделениям вуза.
Похожую роль, только в пределах кафедры или факультета, выполняет ответственный за учебно-методическую (или учебную, или учебно-воспитательную) работу или заместитель декана по учебной работе. Как правило, он организует разработку и распространение методических материалов и учебных пособий, координирует внедрение передового методического опыта в работу преподавателей, проверяет и контролирует наличие учебной документации — рабочих программ курсов, расчёта учебной нагрузки на учебный год, списка тем дипломных проектов и так далее. Это руководящая должность, а помимо неё на кафедре, факультете и в институте могут быть специалисты по методической работе. Такие сотрудники относятся к учебно-вспомогательному персоналу (УВП) и выполняют рутинные «бумажные» задачи, а также консультируют студентов по частным вопросам (например, относительно сдачи лабораторных работ или зачётов).
А вот отдельных сотрудников-методистов, которые отвечали бы за разработку образовательных программ, в вузах по традиции нет. Об этом рассказал руководитель команды методистов высшего образования в Skillbox, бывший начальник Центра дизайна образовательных программ Дальневосточного федерального университета Сергей Жданов. По его словам, эти функции берут на себя преподаватели (составляют рабочие программы для своих дисциплин), руководители образовательных программ (разрабатывают программы для отдельных направлений подготовки), а также заведующие кафедрами, деканы и директора институтов (они отвечают за портфели программ на конкретных кафедрах, факультетах и в институтах внутри вуза).
«Также в университетском пространстве распространены различные совещательные органы и советы: где-то программы дисциплин обсуждаются на заседаниях кафедры, где-то директор института собирает ведущих преподавателей, чтобы обсудить новую программу или актуализировать наполнение дисциплин», — рассказал Сергей.
Иногда в вузе создаются целые подразделения для выполнения отдельных методических задач. Они могут отвечать за запуск новых программ и обновление существующих, заниматься повышением квалификации сотрудников и организацией проектных сессий (например, для преподавателей с разных кафедр, работающих над одной программой подготовки), внедрять онлайн-курсы в программы обучения или развивать программы ДПО.