Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как уйти в монастырь женщине с ребенком навсегда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что это не так просто, как кажется. В любой монастырь достаточно сложно попасть. И если кто-то вас обещает «быстро постричь в монаха/монахиню» – бегите подальше. На самом деле в любом монастыре к вам будут присматриваться, выпрашивать о вашем духовном пути, узнают, не состоите ли вы в браке и не бросили ли вы детей (увы, бывают и такие неадекватные случаи). А потом еще несколько лет будут испытывать вас на послушании, прежде чем вы переступите самую первую ступень –рясофорного послушничества (даже еще не малого иноческого пострига).
Здесь может быть два варианта: или ваш духовник или старец вас сразу благословят в конкретный монастырь, и вам лишь останется смиренно принять волю Божию, или вы получите благословение на монашеский путь, но монастырь вам придется выбирать самим.
И здесь стоит еще во время вашей самостоятельной подготовки поездить по паломничать по разным обителям. Кстати, греха в этом нет. Даже у святых сердце прилежало к одним монастырям, а к другим противилось. Тут действительно стоит лишь подивиться, что у каждого человека может быть «свой монастырь». И это справедливо даже для семейных. Иногда люди признаются, что уже пол России объездили, и заграничные великие святыни посетили, а вот есть у них любимый монастырь, в который они каждый год приезжают помолиться всей семьей, и ничего с этим поделать нельзя.
Остается вспомнить бытующую среди православных фразу: «не мы святых выбираем, а они нас».
Так что при выборе монастыря стоит слушать свое сердце. Ну а технически просто берите список мужских или женских монастырей России и ищите то, что ближе к вашей местности. Читайте историю создания обители, узнавайте, какие святыни есть в монастыре, какие святые их основали, и отправляйтесь туда в паломничество, чтобы опытным путем понять, ваше это место, или нет.
Если решение принято, и женщина готова посвятить себя Господу, ей необходимо следовать таким правилам:
- ежедневно молиться и присутствовать на богослужениях;
- не нарушать данные обеты;
- выполнять большую и трудную физическую работу;
- больше молчать и думать, не сплетничать и не вести праздных бесед;
- отказаться от вредных привычек;
- ограничить себя в еде, отказаться от мясных блюд;
- поститься;
- покидать стены монастыря, разрешается выход в свет только по важным делам;
- отказаться от частых встреч с родными;
- отдыхать только в святых местах;
- вести себя смиренно и кротко;
- отказаться от денег и других материальных благ;
- читать только церковные книги, запрещается смотреть телевизор, слушать радио, листать развлекательные журналы;
- совершать дела только с благословения старшей.
Монахиня — это обычная женщина со своим характером и слабостями, поэтому выполнять всё сразу будет очень нелегко. Тем не менее, выполнение этих правил обязательно для того, кто действительно решил изменить свою судьбу.
Не возьмут в монастырские стены того, у кого в жизни остались невыполненные обязательства. Если у вас немощные престарелые родители или маленькие дети, сначала необходимо позаботиться о них, и только потом думать об уходе в монастырь.
Как стать буддийским монахом в России? Человек, твердо решивший стать монахом определенного монастыря, должен узнать его требования. Лучше поинтересоваться ими заблаговременно, так как они бывают различными. Лицо, чья кандидатура одобрена, проходит обучение в храме, продолжительность которого зависит от правил конкретного монастыря, степени готовности кандидата. Затем следует церемония посвящения, которую вправе проводить только посвященный монах. На этой стадии осуществляется передача Пяти Заповедей и Трех Драгоценностей, выбирается буддийское имя.
У посвященного появляется учитель, как правило, это лицо, проводившее церемонию. Ему разрешается поселиться на постоянной основе в монастыре. Также новоиспеченный монах принимает обет Бодхисаттвы — легендарного героя, положившего жизнь на развитие буддийского учения, помощь страждущим. Принимая обет, люди обещают нести добро и искать просветления на протяжении всего срока своего существования.
Желая посвятить себя буддизму, монах должен будет отринуть мирские удовольствия, Конечно же, для него станут недоступными отношения с противоположным полом, создание семьи и рождение детей. Однако есть также возможность стать монахом временно, отдав несколько месяцев или лет развитию собственной духовности, поискам смысла жизни.
Как уйти в монастырь, и что для этого нужно?
Поэтому если после посещения монастыря вас стали посещать мысли об уходе из мира, попробуйте начать самостоятельную подготовку к этому событию пока на внешнем, что тоже очень важно, уровне.
Начните с отказа от мяса – в монастыре не едят мяса. Соблюдайте все четыре церковных поста, а также среду и пятницу. Приучите себя к ранним подъемам и длинному молитвенному правилу. Почаще ходите в храм – и не только на воскресные богослужения. Выбирайтесь на церковную молитву и в будние дни, и в пост.
Если вы работаете, то продолжайте свое занятие, но посмотрите на это с духовной точки зрения. Представьте, что все, что вы делаете – делаете для Бога, а потому приказы начальства воспринимайте как тренировку к послушанию. Старайтесь избегать светских развлечений.
Откажитесь от телевизора и побольше читайте духовной литературы.
Условия принятия в монастырь
1. Кто ради Бога отрицается от мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к ней у христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении от зла и страстей мира, как первого условия спасения души.
2. Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.
3. В монастырь не могут быть приняты: лица, не достигшие совершеннолетия; жена при живом муже, законно с ним не разведенная, а также родительница, имеющая малолетних детей, требующих ее опеки.
4. Инокини, самовольно ушедшие из другого монастыря, не принимаются. Поступающие в обитель по благословению правящего Архиерея из другого монастыря дают письменное обязательство во всем подчиняться Уставу и обычаям монастыря и поручаются кому — либо из старших сестер.
5. Поступающая в монастырь должна предъявить паспорт и другие документы, перечисленные в анкете для поступающих в монастырь, принятой в Московской Епархии. Копия распоряжения Настоятельницы о принятии в монастырь и все указанные документы представляются в Епархиальное Управление.
Новопоступившая проходит испытание в течение трех лет и, если окажется достойной, Настоятельница ходатайствует перед правящим Архиереем совершить ее постриг в монашеский чин.
7. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от моральной устойчивости и благонравия новоначальной.
8. Принятой в число сестер послушнице, по некотором испытании с благословения правящего Архиерея разрешается ношение подрясника, а после того, как в монастыре прожила не менее одного года, по благословению правящего Архиерея может быть пострижена в рясофор — при этом возможна перемена ее имени.
9. Стремясь во всем отсекать свою волю, сестры обители не могут домогаться пострижения в монашество, вполне вверяя себя воле Настоятельницы. По предложению Настоятельницы насельницы обители пишут прошение на ее имя о пострижении в монашество, прося ходатайствовать об этом правящего Архиерея.
10. Вступая в монастырь и готовясь к принятию монашеских обетов, послушница отсекает всякую связь с миром, поддерживая только духовные отношения с близкими. Она обязывается по заповеди Господней не иметь никакой собственности в миру, заранее распорядившись ею или передав ее в распоряжение ближайших родственников.
11. Насельницы обители, не имеющие пострига, могут быть уволены Настоятельницей, в этом случае копия распоряжения Настоятельницы направляется в Епархиальное Управление. Имеющие постриг увольняются с благословения правящего Архиерея.
12. Принимаемая в сестричество не может претендовать на помещение, ею занимаемое (келия, или часть келий), ибо она не является ее собственностью, но представляет особое общежитие или служебное помещение.
13. От приходящих в монастырь денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающей добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем условием, чтобы жертвовательница дала подписку о том, что за свою жертву она не будет искать преимуществ или требовать ее обратно при увольнении из монастыря.
Уйти в монастырь: истории женщин, которые так поступили — МК
Что заставляет россиянок становиться монашками
При СССР толковый словарь толковал монашество как зародившуюся при самодержавии «форму пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни, как жест отчаяния и неверия в возможность изменить эти условия». Тогда при слове «монахиня» представлялась разве что пожилая бабуля, так и не избавившаяся от предрассудков прошлого. Сегодня же те, кто отправляются в монастырь, выглядят совсем иначе.
Например, романтические барышни, «книжные» девушки, почерпнувшие свои представления о монастырях из романов и фильмов.
Москвичка Лариса Гарина в 2006 году соблюдала послушание в испанском монастыре босоногих кармелиток (одном из самых строгих, с обетом молчания), готовилась к принятию обета и уверяла, что в эти стены ее привела только любовь к Богу.
«Это неделю без секса тяжело, — уверяла Лариса, — а всю жизнь — нормально!» Сегодня Лариса счастлива, замужем, мать двоих детей. Юность на то и юность, чтобы ставить эксперименты.
Значительный контингент представляют собой девушки с проблемами, изначально попадающие в монастырь лишь на время. 25-летняя Алина 7 лет назад, в свои 18 пристрастилась к наркотикам. «Родители отправили меня в монастырь на 9 месяцев, — вспоминает она. — Это специальный монастырь, там таких, как я, было 15 послушниц.
Тяжело было — вставать до рассвета к заутрене, целый день молиться и в огороде ковыряться, спать жестко… Некоторые сбежать пытались, ходили в поле какую-нибудь траву найти, чтобы хоть чем-то «убиться». Через какое-то время организм, видимо, очищается. А еще чуть позже наступает просветление.
Я хорошо помню это состояние: как пелена с глаз падает! Я полностью пришла в себя, пересмотрела свою жизнь — и родители меня забрали».
— Монастырь — это еще и своего рода реабилитационный центр для людей «заблудших»: пьющих, бездомных, — подтверждает слова Алины духовник Богороднично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря отец Павел. — Заблудшие живут и работают в монастыре и пробуют начать нормальную жизнь.
Среди уходивших в монастыри немало и известных людей. Например, младшая сестра актрисы Марии Шукшиной Ольга, дочь Лидии и Василия Шукшиных.
Сначала Ольга пошла по стопам родителей и снялась в нескольких кинофильмах, но вскоре поняла, что в этой среде ей некомфортно.
Смысл жизни молодая женщина нашла в Боге, жила при православном монастыре в Ивановской области, где некоторое время воспитывался ее больной сын. Ольга несла «послушание» — помимо молитв пекла хлеб и помогала по монастырскому хозяйству.
В 1993 году оставила сцену и ушла в монастырь актриса Екатерина Васильева.
В 1996 году актриса вернулась в мир и в кино и объяснила причину своего ухода: «Я лгала, пила, разводилась с мужьями, аборты делала…» Супруг Васильевой, драматург Михаил Рощин, после развода с которым она и покинула мир, уверял, что монастырь излечил его бывшую жену от алкогольной зависимости: «В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало. Но встретила священника отца Владимира — и он помог ей вылечиться. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось».
Почему женщина с детьми не может постричься в монахини
После того, как вы выбрали монастырь, постарайтесь выбраться туда на длительное время, для начала недельки на две (в последующие разы можно увеличить время пребывания в монастыре и до месяца). Значит экскурсионный вариант, предлагаемый паломническими службами и турфирмами, вам не подойдет. Придется добираться в монастырь самостоятельно.
Приехав на место, в монастыре необходимо сказать, что вы приехали на столько-то дней – недель (указать точно) и хотите потрудится на благо обители. Тут же можно сказать, какие у вас есть серьезные заболевания (если есть) и попросить это учесть при послушании. Но говорить об этом стоит смиренно и быть готовым к отказу. Хотя, как правило, в монастыре идут на встречу. Но иногда Господь особо испытывает тех, кто хочет уйти в монастырь, как бы проверяя решимость испытуемого!
Пройдя путь трудничества, а желательно не один раз, и окончательно решив уйти из мира, вам стоит сделать последний шаг: записаться на аудиенцию к игумену (в мужском монастыре) или игуменье (в женском) монастыре. И уже в личной беседе изъявить свое желание уйти в монастырь. Дальнейшее развитие событий будет развиваться по результату этой беседы, и у каждого оно будет своим. Дальнейшие советы здесь неуместны.
Этот вопрос волнует многих, кто оказался перед духовным выбором уже после того, как побывал замужем/женился и имеет детей. И тут возникает большое количество вопросов.
- Во–первых, если рассуждать логически, да и по-Божески тоже, то необходимо вначале воспитать ребенка до его совершеннолетия, а уже потом со спокойной совестью уходить в монастырь, благословив свое повзрослевшее чадо жить с Богом.
- Во–вторых, уходить в монастырь семейным можно лишь по обоюдному согласию, когда муж тоже уходит в монастырь, иначе, оставление одного из супругов будет приравниваться ко греху.
Для вдовцов и вдов монастырский путь считается наилучшим вариантом, и в былые времена многие так и поступали. Но тут опять же вопрос встает о детях. Какой возраст детей, какой их пол и сколько самих детей? Многие будучи многодетными вдовцами или вдовами предпочитали вступать во второй брак ради того, чтобы поднять детей на ноги.
Берут ли в монастырь с ребенком? Берут, но очень неохотно, не с младенцем, и учитывая конкретные обстоятельства каждого. Но надо помнить главное: в монастырь могут взять только однополого с вами ребенка. То есть в женский монастырь возьмут женщину с дочерью, а в мужской – мужчину с сыном.
В противном случае вам предложат лишь жизнь при монастыре на правах трудника: то есть дадут временный кров, питание и послушание, на котором вы будете трудиться.
Как попасть в женский монастырь? Путь спасения или смирения?
Большинство женщин, пришедших на послушание, имеют детей. Можно ли таким женщинам стать монахинями. Некоторые из них уже вырастили детей, дали им образование, жилье, выдали замуж (женили).
А потом, закончив все свои земные дела, задумались, как уйти в монастырь и посвятить остаток жизни Богу. Соответственно, и возраст уже не маленький у таких послушниц. Но это не мешает им трудиться наравне с молодыми сестрами на монастырских послушаниях.
Если у женщины решили уйти в монастырь с маленьким ребенком, если у нее на попечении есть несовершеннолетние дети, то согласно монастырскому уставу, ее не примут в число сестер монашеской обители. Она, конечно, может на время прийти на проживание и потрудиться во славу Божью. Это никому не воспрещается. Но потом необходимо вернуться к своим самым важным обязанностям — заботе о детях и их воспитании в христианском духе.
Современная жизнь полна ежедневной суеты и тревоги о завтрашнем дне. Иногда хочется побыть наедине с собой и Богом, выпасть из привычного ритма жизни. Для этого многие православные христианки узнают, как попасть в женский монастырь. И затем уезжают потрудиться во славу Божию в различные обители.
Срок пребывания в монастыре зависит от духовных и физических сил желающего потрудиться. И, разумеется, от наличия свободного времени. Желающие получить неоценимый духовный опыт могут приехать на определенный срок по договоренности с руководством монастыря.
Если есть стремление совсем покинуть мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу, то пребывание в монастыре может растянуться на неопределенный срок. На это требуется благословение начальствующих обители. За эти дни можно проверить себя, насколько сильно послушание и смирение. Ведь жить нужно будет строго по уставу. Любые действия совершать с разрешения наставников и добросовестно трудиться на пользу своей души и благо обители.
Как попасть в женский монастырь, жить и трудиться среди монахинь, не принимая монашеский постриг? Поработать во славу Божию в монастыре можно с 18 лет. Допускается трудничество с 12-14 лет, но только вместе с родителями. Перед планированием поездки в обитель нужно посоветоваться с духовным наставником или знакомым священником. Трудничество – это не просто отдых от мирской суеты, но душеполезное занятие для православных христиан любого возраста.
После получения благословения нужно связаться с выбранным монастырем любыми доступными способами. Необходимо уточнить, на какой срок и в какие дни можно приехать пожить и потрудиться. Некоторые монастыри всем необходимым обеспечивают на месте. В других случаях нужно рассчитывать на самообеспечение, поэтому лучше уточнять заранее что брать с собой. Как правило, это рабочая одежда и обычная одежда для посещения богослужений. Из документов — паспорт или документ удостоверяющий личность. Деньги на проезд в оба конца маршрута, удобная обувь по сезону, медикаменты.
Во время пребывания в монастыре нужно строго соблюдать установленный устав и распорядок. По рассказам опытных трудниц, в монастыре упорядоченная, размеренная жизнь. Такой режим помогает прийти в себя, переосмыслить многое, найти ответы на вопросы о духовной жизни. Не нужно думать, что делать дальше, что будет завтра. Все решено и нужно только выполнять свои послушания, работу, которую тебе назначат в монастыре. А в свободное от труда и богослужения время читать духовную литературу и обращаться к Богу в молитвах.
Как живут в женском монастыре, можно узнать и без принятия монашества. Достаточно найти несколько свободных дней и иметь твердое намерение потрудиться во славу Божию. Так можно на деле узнать какова жизнь монахинь в монастыре.
Распорядок в разных обителях свой, но есть общая черта – это посещение уставных богослужений, добросовестный труд и молитва. Еще одно присуще всем женским монастырям – искреннее участие, помощь во всем и доброжелательность насельниц.
В больших монастырях есть свои усадьбы, скот, иногда небольшое производство продуктов для собственных нужд. Поэтому чем больше обитель, тем больше разнообразного труда предлагается всем желающим. Послушания распределяются по силам, согласно возрасту трудников.
К примеру, в Свято-Боголюбском женском монастыре Владимирской области над каждой группой добровольцев назначается старшая сестра из насельниц. Именно к ней нужно обращаться по всем вопросам касающимся послушания и пребывания в обители. У монахинь есть традиция за совместным трудом вслух по очереди распевать или читать псалмы. В Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре, близ села Махра Владимирской области, за трапезой читаются жития святых или отрывки из духовных книг. Это распространенная в разных обителях практика.
Подготовка к монашеской жизни
Монах — в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками — от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь — это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.
Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика — подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки — первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва — стоит и мир. Это главная работа монахов — молиться за весь мир.
Куда поехать трудником
Такой режим стоит соблюдать хотя бы год, чтобы понять сможете ли вы прожить так всю жизнь или же искушения все-таки сильнее.
Думая над тем, что нужно, чтобы стать монахом, можно переходить на следующий этап – посещение монастыря. Попросите наставника, чтобы он посоветовал куда лучше обратиться. После прибытия на место стоит пообщаться с наставником и попросить разрешения какое-то время пожить в обители, чтобы посмотреть на обстановку и принять правильное решение. Во время жизни в монастыре, монахи будут присматриваться к вам, что позволит им определить готовность к уходу от обычной жизни. Многие не выдерживают такой жизни и отказываются от решения постригаться в монашество.
В том случае если, прожив какое-то время в монастыре, желание стать монахом все еще осталось, тогда наставник примет решение готовиться к постригу.
Сразу стоит сказать, что этот период достаточно длительный. Часто человеку рекомендуют вернуться к обычной жизни, чтобы окончательно понять, готов ли он от всего отказаться или нет. Как вы видите, быстро стать монахом не получится, ведь это решение должно быть реально осознанным, поскольку придется полностью изменить свою жизнь и посвятить ее вере.
Дорога в Оптинский скит
Когда паломники подходят по лесной дорожке к Иоанно-Предтеченскому скиту, невольно замолкают лишние разговоры, мысли отрешаются от привычного многопопечения, сердце окутывает благодатная глубокая тишина и в сосредоточенном и благоговейном молчании рождаются слова молитвы.
Как и много лет назад, дорога в скит ведет не только к духовному сердцу Оптиной пустыни, но и побуждает нас сделать хотя бы несколько шагов к постижению самих себя.
Пройдем же этот путь вместе с писателем Владимиром Павловичем Быковым (1872–1936), который после беседы с преподобным оптинским старцем Нектарием из воинствующего спирита и масона стал глубоко верующим человеком.
Достаточно выйти из пустыни на ту очаровательную дорожку, которая идет к скиту, чтобы вашу душу охватило какое-то исключительное, по своему настроению, чувство.
Перед вами развертывается с обеих сторон чудная, густая сосновая аллея, и вы сразу чувствуете, что переходите в какой-то совершенно иной мир.
Обыкновенно поразительная тишина. Святая тишина в самом точном смысле этого слова. Такой тишины, я уверен, многие не наблюдали нигде. По обеим сторонам, в начале аллеи, стройно стоят фруктовые деревья. Если вы приехали во второй половине июля, то ваш взгляд падает на необычайное изобилие яблок и других фруктов. Если же вы приехали ранней весной, вы идете под сенью какого-то неземного сада, покрытого белым цветом фруктовых деревьев.
Наконец, как-то незаметно, эта аллея соединяется с просеком обыкновенного леса, обильного стройно вытянувшими свои вершины богатырями-деревьями, которые, как стражи-исполины доброго, старого времени, мирно пропускают вас к скиту. То тут, то там, в глубоком безмолвии, с каким-то, очевидно, исключительным благоговением, тянутся длинные вереницы богомольцев, направляющихся к старцам.
Сто семьдесят саженей, расстояние между пустынью и скитом, пройти, само собою разумеется, очень скоро. И вы сожалеете, что эта чудная дорога не выросла в 170 верст.
Перед вами, направо, сначала показывается колодезь во имя Амвросия Медиоланскаго, куда два раза в день выходят с небольшими глиняными кувшинами, из скитских ворот, скитонасельники, очевидно, за водой для утреннего и вечернего чая.
Еще несколько шагов, и перед вашими глазами развертываются святые ворота Предтечева скита, по обеим сторонам которых вы видите два домика, с выходящими наружу маленькими крыльцами, в отворенные двери которых, почти беспрерывно, то входят, то выходят пришедшие богомольцы.
И у кельи направо, на длинной скамейке, которая рядом с входом, а иногда и на ступенях крыльца, сидит большая группа ожидающих очередного входа в келью.
Эти два домика — кельи старцев, куда является свободным доступ снаружи скита только лишь для женщин. Мужчины же входят к старцам через Святые ворота, через внутренний вход.
Если вы оглянетесь в сторону леса, по направлению от правой кельи, то вы увидите, в хорошую, ясную погоду, массу самой разнородной публики, которая находится в ожидании очередного входа в кельи.
Удивительным свойством обладает это место перед святыми воротами скита.
Не говоря уже о своих личных переживаниях около этих святых стен, когда я, преисполненный чувством великого благоговения к тем, кто живет за стенами этой обители, а в особенности к тем, кто живет в этих выбеленных, чистеньких двух домиках у ворот, — целыми днями просиживал здесь, — я знаю очень многих людей, которые приходили сюда для того, чтобы в этой изумительной, святой, безмолвной тишине, я даже не скажу, отдохнуть, а чтобы совершенно забыть обо всем, оставленном там, далеко, за этим дивным лесом, за этой дивной дорожкой, в тлетворном мире, со всеми его заботами.
Здесь переживается человеком какой-то особенный процесс внутреннего умиротворения и самоанализа.
Здесь, мне кажется, впервые, из прикованных к этому месту, распознают «самого себя», свое внутреннее «я», и здесь, у этих самых святых келий, у порога этих великих ворот, совершался великий процесс обновления тех душ, которые навсегда оставили здесь свое прежнее, безобразное, уродливое, отвратительное «я» и ушли отсюда совершенно другими людьми.
Не знаю почему, но мне в этом месте, у стен этой обители, стал понятен великий евангельский факт возрождения Закхея.
Только здесь я понял, какую огромную роль в человеческой жизни, вообще, и в Православии — в особенности, играют великие подвижники, праведные и святые.
Краткая справка об авторе
Владимир Павлович Быков — писатель, биолог, масон, московский спирит, руководитель кружка «Спиритуалистов-догматиков», редактор-издатель журналов «Спиритуалист» (1905–1912), «Голос всеобщей любви» (1906–1909), «Смелые мысли» (1909–1911), «Вифезда» (1911–1912) и газеты спиритуально-оккультного направления «Оттуда» (1907–1911).
Если человек не верит в Бога, это еще не говорит об отсутствии у него духовности. Все зависит от самого человека, на практике многие атеисты оказываются более чистыми, честными, добрыми людьми, чем иные верующие.
Для атеиста на первый план его духовного мира выходят основные человеческие ценности. Любовь, доброта, милосердие, честность, сострадание – даже без веры в Бога эти качества являются очень важными. О них просто невозможно забыть, их нельзя обойти стороной. Кроме того, остаются и такие важные ценности, как тяга к познанию, к исследованию тайн окружающего мира.
Не следует забывать и о совести, являющейся одним из важнейших духовных качеств человека. Тот, кто живет по совести, никогда не сделает ничего нечестного, постыдного, несправедливого.
Альтернативные учения
Подавляющая часть существующих ныне альтернативных учений также уделяет огромное внимание духовному миру человека. На первый план в них выходит развитие человека, его способностей, познание окружающего мира. Даже в оккультных учениях, являющихся, с точки зрения традиционных религий, абсолютно ложными, духовное развитие считается не просто необходимым, но ставится на первое место.
Для адепта альтернативного учения его путь становится путем знания. И на этом пути нет места алчным, гордым, жестоким людям. Путь знания полон ловушек: чтобы пройти его, необходимо обладать кристальной чистотой. И здесь на первый план выходят все те же ценности – честность, справедливость, бескорыстие и т.д. и т.п.
Тем не менее главной мотивацией, основой духовности становится тяга к познанию окружающего мира. Жажда знаний, желание понять, постичь, познать всегда было свойственно человеку. На пути альтернативных учений, как правило, не существует догматов. Более того, умение сомневаться в истинности тех или иных моментов учения, желание задавать вопросы только приветствуется. Мало прочитать о чем-то, необходимо проверить все это на собственном опыте. В итоге жизнь становится не следованием устоявшимся правилам и догмам, а полным приключений путешествием в неведомое.
Преподобный Варсонофий Оптинский в своих записках вспоминает об одной благодатной казанской подвижнице, Евфросинии. Она родилась в богатой и знатной семье, имела блестящее образование и была удивительно хороша собой. Все прочили ей необыкновенный успех в свете. А она решила по-другому и стала инокиней. Как-то матушка Евфросиния рассказала преподобному Варсонофию о том, что побудило ее оставить мир: «Вот, думалось мне, явится Господь и спросит:
— Исполнила ли ты Мои заповеди?
— Но я была единственной дочерью богатых родителей.
— Да, но исполнила ли ты Мои заповеди?
— Но я окончила институт.
— Хорошо, но исполнила ли ты Мои заповеди?
— Но я была красавицей.
— Но исполнила ли ты Мои заповеди?
— …
Эти мысли постоянно тревожили меня, и я решила уйти в монастырь».
Наверное, родственникам матушки Евфросинии ее поступок показался необъяснимым. Действительно, тяга к монашеству большинству людей кажется странной: зачем уходить из мира, если заповеди можно исполнять где угодно? Зачем отрекаться от радостей жизни? Почему в монашество уходят люди молодые и полные сил, которым еще жить и жить? Обзор, подготовленный сестрами Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря, отвечает на эти вопросы.
Любой труд в монастыре почетен
В зависимости от монастыря трудницы распределяются на различные послушания. Это может быть уборка храма и территории, помощь на кухне, в огороде, уход за скотом и птицей и прочие несложные, но важные для хозяйства дела.
Еще преподобный Серафим Саровский говорил:
«нет паче послушания, как послушание Церкви! И если токмо тряпочкою притереть пол в доме Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога… И где же возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в Ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует» (Монастырский Вестник, статья «Потрудиться всегда пригодится»).
Одна из трудниц Свято-Введенской Толгской обители рассказывает, что в монастыре как нигде чувствуешь себя нужной. Именно там понимаешь важность своего участия в общем деле во славу Божию. Стоит только задуматься над каким-то вопросом, как сразу Господь через сестер или книгу дает ответ. В мирской жизни много суеты, в которой мы порой не слышим и не видим спасительных весточек. Зато в размеренной монастырской жизни все становится яснее, душа становится восприимчивее к Богу и обретает умиротворение.
Как уйти в монастырь?
28.05.2019 11:09Вопрос священнику
Нередко наши пользователи задают вопросы, связанные с монастырями. Как уйти в монастырь, можно ли пожить в монастыре некоторое время, и может ли жизнь в монастыре помочь справиться с депрессией. Мы попросили игумена Игнатия ответить на эти и другие вопросы, связанные с монашеством.
Отвечает игумен Игнатий Сидоренко:
Отец Игнатий, скажите, пожалуйста, много ли в Казахстане монастырей?
На сегодняшний день, в Митрополичьем Округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, действуют две мужских пустыни и 6 монастырей -1 мужской и 5 женских.
Мужская пустынь во имя святых преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских, находится в Кызылжарском ущелье близ города Каскелен; Мужская пустынь во имя святого преподобного Силуана Афонского в горах недалеко от города Иссык.
Обратите внимание
Женские монастыри Астанайской и Алматинской епархии: Иверско-Серафимовский в городе Алматы и монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Астане.
В Усть-Каменогорске мужской; в Семипалатинске, Павлодаре, Петропавловске, Караганде женские монастыри.
Расскажите, пожалуйста, что такое монашество?
Монашество – сознательное уклонение от общепринятого повсеместно образа жизни ради познания Господа Иисуса Христа.
«…все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…» (Фил. 3,8).
Апостол Павел за лучшее признает оставаться без жены, — «…я хочу, чтобы вы были без забот…» — пишет он коринфянам, — «…неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7,26-34).
Даже в миру редко, но можно встретить убежденных холостяков, которые решили не создавать себе проблем, связанных с браком и воспитанием детей. К таким отношение в обществе неоднозначное. Их считают странными, чудаками, эгоистами, живущими для самих себя или людьми неспособными к браку по состоянию здоровья.
Если рассмотреть причины вступления в брачные отношения, то все они будут в мирской плоскости естественных телесных устремлений и душевных привязанностей, которые причиняют душе скорби. Поэтому Апостол Павел говорит тем, кто избирает брак, — «…мне вас жаль…»
Монах же, осознавая всю ценность брака следуя советам Апостола Павла, избирает иной путь по причине всецелого восхищения его души общением с Богом. У преподобного Амвросия Оптинского спросили, что же такое монашество, он ответил: «блаженство».
Если бы мир знал, то блаженство, которым утешает Господь монашествующих, то отрекся бы от всего и последовал бы этому блаженному призванию.
Сложно ли стать монахом?
Важно
Легко, если это делается охотно — с радостью птицы освободившейся из мирской сети. Мир — это система, которая обусловлена своими законами. Родился, учился, женился, работал, растил детей, женил их, нянчил внуков/правнуков, болел, умер. Монашество — рождение от Духа в жизнь вечную и выход из системы
Брак это 100% поглощение внимания и времени непрестанными заботами о жене и детях/внуках. Монашество – 100 % заполнение времени молитвами и послушаниями. Брак непрестанные думы. Монашество непрестанные молитвы. Брак один и тот же набор функций до старости и изнеможения. Монашество ты в Боге, а тело в работе.
Как только в сердце не останется мысли о браке возникнет следующий этап — отвержение своей воли во имя Воли Божией. Человеческое «хочу» работает в диапазоне эгоизма. Монашеское «хочу» направлено на познание и исполнения воли Божией. Послушание есть сознательное целенаправленное отвержение своеволия во имя познания воли Божией.
Как мирянину стать послушником? Что для этого нужно?
Для начала, неплохо бы стать трудником. На монашество надо смотреть изнутри. Приехать в монастырь, потрудиться во Славу Божию, помолиться на монастырских службах. Затем, если все пришлось по душе следует обратиться к игумену монастыря с прошением о принятии в число послушников.
Фраза «уйти в монастырь» в настоящее время стала некоторым клише, которое означает «убежать от проблем». Отец Игнатий, можно ли убежать от проблем в монастырь? И какие сложности ждут человека, решившего стать монахом или послушником?
От проблем в монастыре не спрятаться так как от себя не уйти. В монастыре все проблемы обострятся, и станет еще хуже, чем было. Все проблемы надо разрешить до монастыря.
Самая главная проблема или, как вы выражаетесь, сложность — это отречение от своей воли. Попробуйте ради интереса безропотно подчиняться своим родителям, начальству на работе, всем Божиим заповедям.
Если получится, то можно идти и пробовать себя послушником в монастыре.
Отец Игнатий, нередко, человек страдающий депрессией, считает, что уединение в монастыре может помочь ему справиться с этой болезнью. Так ли это? Оправданы ли такие надежды?
Совет
Нужно понимать, что природа депрессий довольно различна. В случае, когда депрессия зависит от состояния организма, не зависит от внешних факторов жизни человека, это уже болезнь и её надо лечить соответствующим образом.
Однообразные условия жизни в монастыре, наоборот, могут способствовать усилению депрессии, если почитать монашескую литературу, то можно узнать, что уныние это одна из основных страстей, нападающих на монашествующих, поэтому, прежде, чем идти в монастырь, надо знать, как и уметь бороться с этими страстями и не надеяться, что в монастыре кто-то решит ваши проблемы вместо вас.