Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет крупной сделки по балансу бюджетного учреждения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Показатель балансовой стоимости активов учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 (в графе 10 баланса (ф. 0503730)) и включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами, расчеты по ущербу и иным доходам, прочие расчеты, в том числе расчеты с учредителем).
Оспаривание крупных сделок
С начала 2017 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:
- Одобрение крупной сделки. Оспаривание проводится только тогда, когда сделка не была одобрена ни советом директоров, ни собранием участников. Возможны эти варианты: решение об одобрении операции не набрало нужной суммы голосов, проигнорирован порядок одобрения.
- Число голосов. Иск имеет право подавать только лицо, имеющее не меньше 1% от совокупного количества голосов ООО. Возможен альтернативный вариант. К примеру, у истца есть только 0,5% голосов. В этом случае он может объединиться с другим лицом, у которого есть не менее 0,5% голосов. Иск возможно подать совместно.
- Срок давности. Отсчитывается с даты общего собрания по результатам года, на протяжении которого совершалась КС. По истечении срока восстановить его нельзя.
- Контрагент владел всей необходимой информацией о сделке. В частности, он должен быть извещен о следующих аспектах: сделка для организации признана крупной, на нее не было получено одобрение.
Иск не будет отклонен судом только в том случае, если наличествуют все четыре условия.
Оспаривание крупных сделок
С начала 2017 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:
- Одобрение крупной сделки. Оспаривание проводится только тогда, когда сделка не была одобрена ни советом директоров, ни собранием участников. Возможны эти варианты: решение об одобрении операции не набрало нужной суммы голосов, проигнорирован порядок одобрения.
- Число голосов. Иск имеет право подавать только лицо, имеющее не меньше 1% от совокупного количества голосов ООО. Возможен альтернативный вариант. К примеру, у истца есть только 0,5% голосов. В этом случае он может объединиться с другим лицом, у которого есть не менее 0,5% голосов. Иск возможно подать совместно.
- Срок давности. Отсчитывается с даты общего собрания по результатам года, на протяжении которого совершалась КС. По истечении срока восстановить его нельзя.
- Контрагент владел всей необходимой информацией о сделке. В частности, он должен быть извещен о следующих аспектах: сделка для организации признана крупной, на нее не было получено одобрение.
Иск не будет отклонен судом только в том случае, если наличествуют все четыре условия.
Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица
Что изменилось | Как применять | С какой даты действует, основание |
---|---|---|
Единый налоговый платеж | ||
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт |
Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени. Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП. |
С 1 января 2023 года. П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными | Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо. |
С 1 января 2023 года. П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП | Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты. |
С 1 января 2023 года. Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам |
Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр. Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС. Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке. |
С 1 января 2023 года. П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Защита капиталовложений | ||
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) |
Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:
В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете. ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика). Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092). В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют. Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ |
Налог на прибыль | ||
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога |
Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:
Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года |
С 1 января 2023 года. п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства |
Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц. |
С 1 января 2023 года. Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний |
Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:
|
С 1 января 2023 года. Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ |
Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации |
Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:
|
С 1 января 2023 года. п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ. |
Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5 |
При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:
Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет |
Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДС | ||
Изменили срок уплаты НДС в бюджет |
Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК |
Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки. Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС. Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС. До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных |
В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:
Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы. Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК |
В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства. Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата). Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ |
Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа |
В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%. Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:
Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке. |
С 1 января 2023 года. Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ |
Акцизы | ||
Установили ставки акцизов на 2025 год |
Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт. При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.). |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДДДУС | ||
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС) |
Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям. Кроме того:
Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ |
Налог на имущество | ||
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год |
Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года. Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик. Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022). |
С 1 января 2023 года. П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости |
Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога. Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили. Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке. Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость. |
С 1 января 2023 года. Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667 |
Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество |
Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости. Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451). |
С 1 января 2023 года. Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ |
Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество |
Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:
Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке. |
С 1 января 2023 года. Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739 |
Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога |
Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК). |
С 1 января 2023 года. Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247 |
УСН | ||
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации |
Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта. Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля |
С 1 января 2023 года. П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН |
Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу. |
С 1 января 2023 года. П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
ЕСХН | ||
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года |
Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта. Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля. |
С 1 января 2023 года. П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Патент ИП | ||
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте |
ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями. |
С 1 января 2023 года. П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
Путевой лист | ||
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах |
Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге. В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа |
Путевой лист должен содержать следующие сведения:
Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368. Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Кадры | ||
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью |
При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования. Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда. |
С 1 января 2023 года. Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ |
Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников |
Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ |
Важность прохождения бюджетного контроля
Одним из главных аспектов бюджетного контроля является оценка целесообразности и эффективности планируемых крупных сделок. Благодаря бюджетному контролю можно определить, насколько осуществление таких сделок соответствует задачам и приоритетам автономного учреждения, а также позволяет избежать рисков и неправомерного использования бюджетных средств.
Важно понимать, что процесс прохождения бюджетного контроля является обязательным для автономного учреждения и направлен на обеспечение прозрачности и эффективности финансовых операций. Благодаря бюджетному контролю можно установить уровень достоверности и точности информации о планируемых крупных сделках, что помогает принимать взвешенные решения в области финансового управления.
Прохождение бюджетного контроля также способствует укреплению доверия со стороны государственных органов и общественности. Автономные учреждения, соблюдающие бюджетный контроль, показывают свою ответственность и готовность действовать в интересах общества. Такой подход способствует достижению высокого уровня прозрачности и открытости в управлении бюджетными средствами, и, как следствие, к долгосрочной устойчивости и развитию автономного учреждения.
В свете вышеизложенного, прохождение бюджетного контроля является неотъемлемым элементом эффективного финансового управления автономным учреждением. Это позволяет обеспечить прозрачность, эффективность и ответственность при планировании и осуществлении крупных сделок, а также укрепить доверие со стороны государства и общественности. Бюджетный контроль является гарантией устойчивости и развития автономного учреждения в долгосрочной перспективе.
Доступные методы проверки финансовой состоятельности партнеров
1. Анализ финансовой отчетности
Первым и наиболее распространенным методом проверки финансовой состоятельности партнеров является анализ их финансовой отчетности. Данный метод позволяет оценить финансовое положение и финансовую устойчивость компании на основе ее финансовых показателей, таких как выручка, прибыль, активы, обязательства и др. Для анализа финансовой отчетности можно использовать различные методы и показатели, включая баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и т.д.
2. Оценка кредитного рейтинга
Другим методом проверки финансовой состоятельности партнеров является оценка их кредитного рейтинга. Кредитный рейтинг является оценкой кредитоспособности и финансовой устойчивости компании, которую выставляют специализированные кредитные организации и агентства. Оценка кредитного рейтинга основывается на различных факторах, таких как финансовая отчетность, бизнес-модель, рыночная позиция и др. Оценка кредитного рейтинга партнера может быть полезной при принятии решения о заключении крупной сделки.
3. Проверка кредитной истории
Также стоит учесть проверку кредитной истории партнера. Проверка кредитной истории позволяет оценить платежеспособность и платежную дисциплину компании. Для проверки кредитной истории можно обратиться к специализированным кредитным бюро, где хранятся записи о финансовых операциях и задолженностях компании. Это позволит получить информацию о прошлых и текущих кредитах, просрочках платежей и др.
4. Анализ рыночной позиции
Дополнительным методом проверки финансовой состоятельности партнеров может быть анализ их рыночной позиции. Рыночная позиция компании оценивается на основе таких факторов, как доля рынка, конкурентное преимущество, инновационность и др. Анализ рыночной позиции может помочь определить стабильность и перспективы развития партнера, что важно при заключении долгосрочных и крупных сделок.
Что должно быть указано в документе?
Поскольку для торгов не нужно указывать в документе ни сторону сделки, ни выгодоприобретателя, то не имеет смысла включать в это решение минимальные параметры условий сделки. В противном случае придется почти на каждую процедуру предоставлять «свое одобрение». Если же этих данных не будет, то достаточно единожды прикрепить при регистрации в ЕИС этот документ при условии, что одобренная сумма по сделке не окажется ниже начальной цены контракта.
Еще стоит обратить внимание, что в решении о сделке не нужно указывать вид торгов или электронную площадку, как это часто практикуется неопытными участниками.
В протоколе общего собрания, помимо перечисленного выше, необходимо указать дату и место проведения, непосредственно лиц, которые присутствовали, повестку, результат голосования с подсчетом голосов.
В законодательстве нет единого образца решения о крупных сделках. Ниже приведены образцы протокола и решения об одобрении сделок.
Какая сделка считается крупной
Под крупной сделкой следует понимать такую сделку, которая выходит за пределы традиционно осуществляемой хозяйственной деятельности конкретного юридического лица: чаще всего это деятельность о продаже акций или имущества юридического лица, если такая сделка может существенным образом изменить экономическое положение такого юридического лица.
В качестве крупной сделки может рассматриваться такая сделка, которая по своей итоговой стоимости (по стоимости заключенного
контракта
) может быть выше двадцати пяти процентов балансовой стоимости юридического лица за предыдущий финансовый год (определяется на основании составленного бухгалтерского баланса для унитарных предприятий и бюджетных организаций, принимающих участие в закупочных мероприятиях) либо более тридцати процентов от стоимости уставного капитала (в случае, если речь идет об акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью).
В каждом из перечисленных случаев необходимо осуществлять обсуждение совершаемой или потенциальной крупной сделки в кругу руководителей или с тем государственным или муниципальным органом, который является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для такого юридического лица.
Документы На Одобрение Крупной Сделки Автономного Учреждения
- 1) обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им крупной сделки за подписью руководителя учреждения либо лица, исполняющего его обязанности;
- 2) технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, об условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;
- 3) мотивированное обоснование выбора контрагента;
- 4) проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;
- 5) подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;
- 6) сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).
Баланс (ф. 0503730) и сведения (ф. 0503773) должны быть представлены в сроки, установленные Письмом Департамента бухгалтерского учета от 17.12.2014 N 04-910 «О сроках представления учреждениями годовой и квартальной отчетности в 2022 году», в составе квартальной отчетности за I полугодие 2022 г.
- сделки, совершаемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов):
- сделки по приобретению движимого имущества, необходимого для обеспечения обычной уставной деятельности бюджетного учреждения;
- сделки по выполнению работ по ремонту принадлежащего бюджетным учреждениям имущества;
- сделки, совершаемые в соответствии с п. п. 2, 2.1, 30 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов;
- сделки по реализации произведенных бюджетными учреждениями товаров, выполнению ими работ, оказанию ими услуг.
Расчёт крупной сделки на 2022 год в бюджетных учреждениях по балансу
Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462
С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.
Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).
Информация Минэкономразвития от 17.06.2021
В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.
С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.
Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.
По проекту постановления Правительства об установлении с 1 января 2022 года предельной величины базы для исчисления страховых взносов, предельные базы для исчисления страховых взносов в 2022 году индексируются:
- на ОСС на случай ВНиМ – в 1,069 раза;
- на ОПС – в 1,069 раза.
Таким образом, с 2022 года предельная база на ОСС на случай ВНиМ составит 1 032 000 рублей, а по взносам на ОПС 1 565 000 рублей.
Напомним, что в 2021 году предельная база по взносам на ВНиМ составляет 966 000 рублей, а на на ОПС – 1 465 000 рублей (постановление Правительства от 26.11.2020 № 1935).
Документы Статистика по документам и выполнению поручений
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предварительного согласования совершения федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 92 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее соответственно — Академия, крупная сделка).
д) отчет об оценке рыночной стоимости имущества, являющегося предметом сделки, подготовленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности по итогам оценки, проведенной не ранее чем за 3 месяца до представления отчета;
1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия решений об одобрении сделок с участием федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук», в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее соответственно — Академия, сделка).
6. В случае неполноты либо недостоверности сведений в представленных документах, а также в случае необходимости представления дополнительно документов в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в письменной форме уведомляет Академию о необходимости представления соответствующих документов с указанием срока их представления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2023 № 1168)
е) справка, содержащая сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименования кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности (с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса задолженности (текущая или просроченная);
Отметим, что с 01.01.2023 расчеты с учредителем (счет 0 210 06 000) отражаются в пассиве Баланса (ф. 0503730). То есть, в силу закона с 01.01.2023 расчет крупной сделки должен осуществляться с учетом стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция будет отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За нарушения данного характера предусмотрена административная ответственность по статье 15.14 КоАП.
При этом ст. 67.1 ГК РФ устанавливает, что принятое решение исполнительными органами ООО нужно подтвердить с помощью нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен Уставом такого общества либо решением общего собрания, которое принято участниками единогласно.
Для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухучета 011100000 «Права пользования активами».
С начала 2023 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:
До 2023 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.
Ограничение возможности самостоятельно заключать договор, контракт, цена которого превышает определенный порог (крупная сделка), установлено п. 13 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 14, 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях». Бюджетное учреждение может совершить крупную сделку в 2023 году только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономное – с предварительного одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Предметом сделки при этом является:
Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.
Данный показатель включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов. К показателям стоимости нефинансовых активов относятся в том числе права пользования активами (остаточная стоимость).
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетным учреждением минимальная величина крупной сделки должна определяться исходя из показателя строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730), то есть без учета остаточной стоимости особо ценного имущества.
Порядок расчета размера крупной сделки
Крупной сделкой для некоммерческого учреждения признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Порядок расчета размера крупной сделки в 2022 году аналогичен порядку, применяемому в 2022 году. Для расчета критерия отнесения сделки к крупным в целях обоснования необходимости ее согласования используется показатель Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), представленного и принятого в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату. Приказом Минфина России от 30 ноября 2022 года установлена форма указанного Баланса, но не регламентирован порядок расчета размера крупной сделки.
Изменения учетной политики — 2022
Для бюджетных (автономных) учреждений законодательством введено понятие крупных сделок*(1).
По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.
При этом ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату работ (услуг) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.
Бюджетное учреждение может совершать крупные сделки только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.
Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.
В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).
Под крупной сделкой следует понимать такую сделку, которая выходит за пределы традиционно осуществляемой хозяйственной деятельности конкретного юридического лица: чаще всего это деятельность о продаже акций или имущества юридического лица, если такая сделка может существенным образом изменить экономическое положение такого юридического лица.
В качестве крупной сделки может рассматриваться такая сделка, которая по своей итоговой стоимости (по стоимости заключенного
контракта
) может быть выше двадцати пяти процентов балансовой стоимости юридического лица за предыдущий финансовый год (определяется на основании составленного бухгалтерского баланса для унитарных предприятий и бюджетных организаций, принимающих участие в закупочных мероприятиях) либо более тридцати процентов от стоимости уставного капитала (в случае, если речь идет об акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью).
В каждом из перечисленных случаев необходимо осуществлять обсуждение совершаемой или потенциальной крупной сделки в кругу руководителей или с тем государственным или муниципальным органом, который является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для такого юридического лица.
Разбираемся в новых стандартах бухучета
Как и какими датами отразить корреспонденции счетов в бухгалтерском учете? Правильно ли начислять доходы на 2022 год, 2023-2024 годы в межрасчетный период 31.12.2021 по указанию учредителя?
От НДС освобождаются услуги общепита в ресторанах, кафе, закусочных, столовых и т.д., а также при выездном обслуживании.
В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации.
Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.
В случае, когда акционер АО либо единственный участник ООО выполняет функции исполнительного органа единолично.
Отчетность по травмовзносам
Масштабные трансформации, связанные с объединением ПФР и ФСС, а также введение ЕНП, повлияли на отчетность по страховым взносам в 2023 году. С 1 квартала будущего года 4-ФСС, как отдельный отчет, перестанет существовать. Последний раз привычную соцстраховскую форму, утвержденную приказом ФСС от 14.03.2022 № 80, работодатели будут сдавать по итогам 2022 года. Представить ее нужно в объединенный фонд, который начнет работу с начала будущего года.
Желательно не откладывать представление формы на последний день: из-за объединения ПФР и ФСС возможны разные технические перенастройки, что может приводить к сбоям и задержкам в приеме отчетности. Если процесс выдачи объединенным фондом квитанции о подтверждении приема 4-ФСС затянется и выйдет за границы предельной отчетной даты, судьбу штрафа придется решать в суде (Постановление АС Поволжского округа от 09.08.2022 по делу № А12-30896/2021).
Сведения из прежнего 4-ФСС, начиная с отчетности за 1 квартал, будут по-прежнему поступать в контролирующий орган, но уже в составе новой формы ЕФС-1 (раздел 2).