Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухучет для начинающих от проводок до баланса в бюджетных учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).
Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере
В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:
- бюджетное;
- автономное;
- казенное.
Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.
Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:
Наименование сравнительного параметра | Бюджетное | Автономное | Казенное |
---|---|---|---|
НПА | 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» | 174-ФЗ «Об автономных организациях» | БК РФ |
Основной вид деятельности | Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты | Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций | |
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности | Возможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ) |
Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты |
|
Основной источник финансирования | Субсидирование | Бюджетные средства | |
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств | План финансово-хозяйственной деятельности | Бюджетная смета | |
Расчетный счет | В органах Федерального казначейства | В ФК и коммерческих банках | В ФК |
Владение имуществом | Право оперативного управления | ||
Распоряжение объектами имущества | По факту получения согласия собственника имущественного объекта | ||
Ответственность по основным обязательствам | Ответственность своими активами, за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем) | Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя |
Бюджетный план счетов
Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:
- АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
- БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
- КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.
ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:
- Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
- Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
- Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
- Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
- Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).
На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.
Основные требования к бухучету
Бюджетные организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ФЗ №402 (06.12.2011) в актуальной редакции. В число основных требований к бухучету входят:
- Обязательное формирование учетной политики, ведение учета в соответствии с ее положениями.
- Регистрация экономических событий в бухгалтерской первичке с последующим занесением данных из нее в регистры учета.
- Периодический пересчет активов и обязательств.
- Регистрация данных учета в национальной валюте.
- Составление и сдача отчетности в контролирующие структуры.
- Создание системы внутреннего контроля.
Специфика разделов плана счетов
В нефинансовые активы бюджетной организации входят основные средства, НМА, расходы, вложения в нефинансовые активы, амортизация, производственные запасы, готовая продукция, товары, непроизведенные активы. Новой для бухгалтера, знакомого только с классическим бухучетом, является последняя составляющая. Непроизведенные активы не являются результатами производства. К данной категории относят землю, ресурсы недр и т.п. В учете такие активы отражаются по первоначальной стоимости (за исключением земли). Земля оценивается по кадастровой стоимости.
Финансовые активы бюджетной организации учитываются точно так же, как в коммерческой. В данный раздел плана счетов входят вложения в финансовые активы, авансы контрагентам, работникам, дебиторская задолженность, финансовые вложения (покупка ценных бумаг, вклады в уставный капитал других организаций и т.п.), денежные средства.
В разделе «Обязательства» бухгалтеру бюджетной организации следует отражать кредиторскую задолженность. Сюда входят недоимки по налогам, социальным выплатам, непогашенные финансовые обязательства перед другими организациями, долги за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары, кредитная задолженность.
Раздел «Финансовый результат» практически идентичен таковому в плане счетов внебюджетной организации.
«Санкционирование расходов» – специфический раздел, актуальный для госучреждений. Он отражает получение субсидирования, лимиты обязательств и их использование, планируемые доходы, расходы.
Также следует отметить использование бухгалтерией бюджетного учреждения 30 забалансовых счетов. Принцип их ведения идентичен таковому в коммерческой организации. Допускается открытие дополнительных забалансовых счетов. Использоваться они могут для отражения объектов, которые на балансе числиться не должны. К числу таких объектов относятся гарантии, награды, имущество, не находящееся в оперативном управлении, и многое другое.
В счет 101 00 000 «Основные средства» внесен ряд изменений.
Исключены группа счетов учета 0 101 40 000 «Основные средства – предметы лизинга» и аналитические счета к ней: 0 101 (41 – 48) 000.
Введены новая группа 0 101 90 00 000 «Основные средства – имущество в концессии» и счета аналитического учета:
-
0 101 91 000 «Жилые помещения – имущество в концессии»;
-
0 101 92 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – имущество в концессии»;
-
0 101 94 000 «Машины и оборудование – имущество в концессии»;
-
0 101 95 000 «Транспортные средства – имущество в концессии»;
-
0 101 97 000 «Биологические ресурсы – имущество в концессии»;
-
0 101 98 000 «Прочие основные средства – имущество в концессии».
Изменения в плане счетов. Скорректированы некоторые наименования счетов:
Старая редакция |
Новая редакция |
---|---|
0 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 27 000 «Биологические ресурсы – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 37 000 «Биологические ресурсы – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 26 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 36 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 36 000» Инвентарь производственный и хозяйственный – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 33 000 «Сооружения – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 33 000 «Инвестиционная недвижимость – иное движимое имущество учреждения» |
В счет 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» внесены изменения, также связанные с новыми подстатьями КОСГУ. В частности, введены новые счета аналитического учета:
Счет аналитического учета |
Подстатья КОСГУ |
---|---|
С 01.01.2018 |
|
0 208 93 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение условий контрактов (договоров)» |
293 |
0 208 95 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций» |
295 |
0 208 96 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов» |
296 |
С 01.01.2019 |
|
0 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования» |
227 |
0 208 28 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений» |
228 |
0 208 29 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» |
229 |
При осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению, иным доходам на счете 209 00 000 необходимо учесть следующие изменения.
У группы счетов 209 40 изменилось название с «Расчеты по суммам принудительного изъятия» на «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба».
Введены новые счета:
-
0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат»;
-
0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»;
-
0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений»;
-
0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»;
-
0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия».
Налог на добавленную стоимость обязательно подвергается учету в «1С». Относится это и к налогоплательщику, и к налоговому агенту. Процедуру поддерживают и по ставке 0%, проводят учет строительно-монтажных работ, которые выполнялись для самой фирмы, осуществляющей бухгалтерскую деятельность. Также программа позволяет раздельно вести учет сумм налога, которые были предъявлены юридическому лицу по товару, включая основные средства, НФА и так далее.
В программе реализуют и налоговый учет по главе 25 Налогового кодекса. Это налог на прибыль по приносящей доход деятельности. В программе отражен десятилетний опыт в автоматизировании процессов налогового учета. Для счета налогового учета устанавливается в обязательном порядке соответствие счетам Единого плана счетов бухучета.
По этой причине для налогового учета и бухучета применяется одна и та же документация. Это в высшей степени удобно. Для реализации данной функции производитель программы доработал более пятидесяти разновидностей документов, которые формировали проводки.
В итоге сама методология учета в программе предполагает то, что налоговый учет будет вестись параллельно с бухучетом. Поэтому процедуры, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия, фиксируются одновременно и в бухучете, и в налоговом учете. Чтобы отразить процедуры, которые формируют доходы либо расходы в налоговом учете, обычно не нужно дополнительных сведений. В ряде документов заполняют в обязательном порядке реквизиты налогового учета. К примеру, это касается статьи о прочих расходах. В целях бухучета применяют независимые методы вычисления амортизации.
Начиная пользоваться программой, первым делом сталкиваются с сервисом «Стартовый помощник». Он помогает грамотно настроить характеристики учета, данные о предприятии, то есть настроить правильно все сведения, которые затем понадобятся в работе, включая и централизованную бухгалтерию государственных казенных учреждений.
Сервер стоит обязательно использовать, так как любые неверные данные, внесенные в программу, в будущем обязательно скажутся в работе появлением всевозможных трудностей. «Стартовый помощник» понижает вероятность того, что в процессе работы с программой появятся роковые ошибки. В нем содержится полная база всех сведений, которые могут понадобиться в ходе дальнейшей работы с программой. Предписания, которые содержатся в нем, игнорировать смысла нет.
Структура счета бюджетного учета
Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.
Таблица 2
Номер разряда счета |
Значение |
Классификационный признак поступлений и выбытий |
|
Финансовое обеспечение |
|
Объект учета |
|
Группа объекта учета |
|
Вид объекта учета |
|
Вид поступлений, выбытий объекта учета |
1-17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4-20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1-17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
Бухучет зарплаты в бюджетном учреждении
Примечание |
|||
---|---|---|---|
Начислена зарплата, проводка |
Оплата труда — КВР 111 Прочие выплаты — 112 Пособия и больничные листы, а также страховые взносы — 119 |
||
Начисление больничного листа |
|||
Начисление прочих выплат |
|||
Начислена заработная плата работникам основного производства, проводка |
4 109 61 211 (при включении ЗП в себестоимость) 4 109 71 211 (накладные расходы) 4 109 81 211 (общехозяйственные расходы) |
||
Удержан НДФЛ |
|||
Удержан исполнительный лист |
|||
Перечисление на банковские карты |
|||
Страховые взносы |
4 303 02 730 (ФСС — 2,9 %) 4 303 06 730 (ФСС НС и ПЗ — 0,2 %) 4 303 07 730 (ФФОМС — 5,1 %) 4 303 10 730 (ОПС — 22 %) |
На текущий момент счета бюджетного учета имеют довольно ограниченную сферу применения, связанную с учреждениями государственного сектора. В качестве основного документа, регламентирующего порядок ведения бухгалтерского учета в таких учреждениях, выступает приказ Минфина № 152 н. Опираясь на разъяснения, приведенные в инструкции к нему, специалист государственной компании сможет корректно составить проводки, используя соответствующие счета учета.
Бухгалтерские проводки в бюджетном учете должны отразить все экономические операции в учреждении. Не будем повторять основные принципы, которыми руководствуются работники финансовых отделов, но напомним один, характерный для бюджетников момент. В одной проводке не должны присутствовать счета с различными источниками финансирования или различными КБК одного типа. К примеру не может быть проводки, в дебите которой счет с одной классификацией расходов, а в кредите — с другой. Также нельзя смешивать бюджетный источник финансирования с приносящей доход деятельностью. В указанных случаях счета принадлежат к различным сметам, что неприемлемо в бюджетном учете. В дальнейших примерах проводок будем использовать счета без первых восемнадцати символов, только синтетический, аналитические счета и КОСГУ. Ниже приведем основные примеры проводок в бюджетном учете , которые дадут представления о нем.
Структура счета бюджетного учета
Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.
Таблица 2
Номер разряда счета |
Значение |
Классификационный признак поступлений и выбытий |
|
Финансовое обеспечение |
|
Объект учета |
|
Группа объекта учета |
|
Вид объекта учета |
|
Вид поступлений, выбытий объекта учета |
1-17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4-20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1-17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
Некоммерческие организации обязаны вести бухучет по общепринятым нормам, согласно Приказу Минфина № 94н. Так, все начисленные вознаграждения за труд аккумулируйте на бухсчете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Независимо от типа организации (некоммерческая, бюджетная, коммерческая) ведите учет начислений отдельно по каждому работнику. Не допускается внесение обобщенной информации по предприятию в целом либо записи по цеху, участку, отделу, смене.
Допустимо открыть соответствующие субсчета к счету 70. Например, чтобы детализировать информацию по цехам, отделам и прочим структурным подразделениям предприятия.
Для отражения начислений оформляется запись по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами производственных затрат. К примеру, чтобы отразить заработок основного персонала, используется счет 20 «Основное производство», для вспомогательного персонала — счет 23.
Амортизация основных средств
Учет амортизации основных средств ведут на аналитическом счете 010400000 «Амортизация». С 2023 года она начисляется не с первого числа месяца, который следует за периодом постановки объекта на баланс, а с даты признания его в учете. Моментом же прекращения начисления амортизации считается дата списания либо выбытия актива. Учреждениям разрешено применять один из способов начисления амортизации:
- Линейный, когда разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью делят на оставшийся срок полезного использования объекта.
- Уменьшаемого остатка, когда коэффициент ускорения умножают на норму амортизации, делят на 100 % и умножают на остаточную стоимость актива.
- Пропорциональный количеству выпущенных товаров или услуг.
Способ начисления амортизации и формулу ее расчета нужно прописать в учетной политике.
Бухгалтерская отчетность
С главным отчетным документом вы уже знакомы — это бухгалтерский баланс. В паре с ним всегда идет отчет о финансовых результатах. Эти документы оформляют как по итогам года, так и по итогам любого установленного в компании отчетного периода.
Обязательной является только годовая отчетность. Вопрос о том, нужна ли компании отчетность за более короткие периоды, в каждом случае решается отдельно. Промежуточная отчетность нужна, если требование об этом прописано в законодательстве, учредительных документах или в договоре с контрагентом.
В годовую отчетность коммерческой организации помимо баланса и отчета о финансовых результатах включают приложения к ним:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Компании, которые по закону должны проходить аудиторскую проверку, также прикладывают к отчетности аудиторское заключение.
Для компаний, которые относятся к малому бизнесу, предусмотрены упрощенные формы отчетности. Критерии малого предпринимательства можно найти в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
На подготовку итогового баланса и остальных форм дано три месяца после окончания отчетного года. То есть крайний срок — 31 марта следующего года.
Бухгалтерский учет от проводок до баланса – примеры, таблица
Рассмотрим примеры операций по бухгалтерскому учету с проводками и их отражение в балансе.
Операция 1. Допустим, на расчетный счет ООО «Швейк-А» 14.04.2016г. поступил аванс от покупателя ООО «МегаСтайл» в счет будущей поставки швейной продукции в размере 118 000 руб. Проводки по бух.учету:
В этом примере Дт 51 и Дт 76(авансы) показывают увеличение активов, а Кт 62 и Кт 68 — увеличение обязательств.
Операция 2. Предположим такую ситуацию, что покупатель нашей организации уступил права на приобретение товара другой фирме.
В этом случае по счету 62 будут сделаны проводки по счету 62(авансы), но это внесет изменения только в учет в разрезе контрагентов, на итогах счета в целом это не отразится — так же, как и на данных баланса.
Операция 3. 16.04.2016г. ООО «Швейк-А» получило от поставщика — фирмы «Ромик», материалы — нитки для швейных машин, 130 бобин на сумму 15 340 руб., включая НДС – 2 340 руб. Проводки по бух.учету:
Операция 4. 17.04.2016г. полученные нитки частично были списаны в производство, вместе с оприходованной ранее тканью на 35 000 руб. Проводки по бух.учету:
Операция 5. ООО «Швейк-А» начислило и выплатило зарплату сотрудникам в общей сумме 120 000 руб. Проводки по бух.учету:
Операция 6. 27.04.2016г. готовая продукция была оприходована на склад, 28.04.2016г. — отгружена партия товара для ООО «Мегастайл». Проводки по бух.учету:
После выплаты зарплаты в кассе предприятия остались денежные средства в сумме 10 000 руб.
После формирования проводок по операциям в балансе за апрель 2015 года мы увидим такие цифры:
Номер раздела | Наименование раздела | Группа статей | Сумма, руб. |
Актив | |||
II | Оборотные активы | Материалы (10 счет)(13 000-2 000) | 11 000 |
Денежные средства (118 000-15 430-70 000) и касса 10 000 | 42 660 | ||
Пассив | |||
V | Краткосрочная задолженность | Задолженность по оплате труда | 50 000 |