Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный налог в какой бюджет зачисляется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Налоговому кодексу, водный налог является федеральным налогом, и особенности его исчисления, уплаты и представления отчетности определяются исключительно федеральным законом (Налоговый кодекс, статья 13, пункт 8).
Что является налоговым периодом по водному налогу. Какой порядок исчисления и уплаты налога
Расчетным периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ).
Сумма налога рассчитывается как произведение налоговых ставок (с учетом специальных налоговых ставок) и налоговой базы на конец квартала.
Налоговой базой является (ст. 333.10 НК РФ).
- Если ГС используется для получения воды, количество воды, полученной из ГС в течение учетного периода, количество воды, полученной из ГС в течение учетного периода, количество воды, полученной из ГС в течение учетного периода.
- WO Если используется акватория, то площадь доступной водной поверхности; и
- YB количество гидроэнергии, выработанной в течение базисного периода, если YB используется для выработки этого вида энергии; и
- Если ВБ используется для буксировки древесины, то объем буксируемой древесины (тыс. куб. м), полученный за время пути (количество километров / 100 км).
Этот налог должен быть перечислен в бюджет до 20 числа первого месяца после окончания трехмесячного отчетного периода (Налоговый кодекс, статья 333.14). Соответствующий отчет должен быть представлен в тот же срок (ст. 333. 15 Налогового кодекса РФ).
Водный налог – в какой бюджет зачисляется
Водный налог в нынешнем понимании возник недавно: в 2021 году Государственная Дума приняла решение дополнить НК РФ новой главой, подразумевающей необходимость совершения бюджетных платежей за пользование водными объектами по лицензии. Несмотря на относительную «молодость», фискальный сбор имеет четкую систему элементов, прописанный в законодательстве порядок уплаты и предоставления отчетности. За нарушение установленных норм предусмотрены штрафы и иные санкции.
Элементы водного налога сложны в понимании и трактовке из-за высокой вариативности. Способ исчисления налоговой базы зависит от того, вода какого объекта используется и в каких целях. Дополнительно существует система поправочных коэффициентов, устанавливаемых федеральными властями. Они учитывают инфляцию, превышение или непревышение лимитов забора по конкретному водоему, факт дальнейшей перепродажи воды и другие нюансы.
В какой бюджет зачисляется водный налог
С 2021 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.
Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.
Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы».
Налогоплательщиками в данном случае выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых. Объектами налогообложения выступают:
- полезные ископаемые, которые добываются из недр России;
- ископаемые, извлеченные из отходов и подлежащие отдельному лицензированию;
- ископаемые, которые добываются за пределами России.
Особенности уплаты водного налога
Каждая компания, которая обязана уплачивать водный налог, должна разбираться в особенностях данного процесса. К ним относится:
- Налоговая база. Не устанавливается единая база и ставка, что считается спецификой этого платежа. Размер базы зависит от разных условий. Учитывается объем используемой воды, для чего производятся измерения специальными приборами или применяются нормы.
- Ставка. Количество используемых ставок является огромным, поэтому каждый предприниматель должен знать, как правильно выбрать определенную ставку. Для этого учитывается вид водопользования, место нахождения объекта, так как он может быть подземным или наземным, экономическая зона, в которой осуществляется деятельность, а также вид объекта.
- Налоговый период составляет квартал, поэтому и уплата налога производится ежеквартально до 25 числа следующего за этим кварталом месяца.
Основные элементы водного налога
Как любое бюджетное обязательство, водный налог характеризуется набором элементов. В их число входит следующее:
- Плательщики – описанные выше категории физлиц, частных предпринимателей и организаций.
- Объект налогообложения. Это факт, присутствие которого обязывает субъект исполнять бюджетные обязательства. В конкретном случае это деятельность по лицензии, связанная с использованием водных ресурсов.
- Налоговый период. Это отрезок времени, за который рассчитывается и уплачивается бюджетное обязательство. Он равен кварталу.
- Налоговая база. Это произведение количества забранной воды, выработанной электроэнергии или числа единиц используемой площади водной акватории на ставку, применимую к конкретной ситуации.
- Ставка налога. Определяется в зависимости от вида деятельности хозяйствующего субъекта, экономического района и используемого водоема. Ставки перечислены в ст. 333.12 НК РФ.
Элементы водного налога сложны в понимании и трактовке из-за высокой вариативности. Способ исчисления налоговой базы зависит от того, вода какого объекта используется и в каких целях. Дополнительно существует система поправочных коэффициентов, устанавливаемых федеральными властями. Они учитывают инфляцию, превышение или непревышение лимитов забора по конкретному водоему, факт дальнейшей перепродажи воды и другие нюансы.
В какой бюджет поступает водный налог
БК РФ Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 409-ФЗ, от 28.11.2018 N 456-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2025 абз. 14 ст. 50 утрачивает силу (ФЗ от 28.11.2018 N 456-ФЗ).
Действие абз. 14 ст. 50 приостановлено с 01.01.2017 до 01.01.2025. О нормативах зачисления в федеральный бюджет соответствующих акцизов см. ФЗ от 30.11.2016 N 409-ФЗ (в ред. от 28.11.2018).
Водный налог: прямой или косвенный?
Водный налог относится к категории прямых, т.е. таких бюджетных обязательств, которые уплачиваются физическими и юридическими лицами с имущества или дохода.
Объектами налога, с которых перечисляются денежные средства в бюджет, признаются:
- забор воды из рек, озер и иных объектов;
- использование установленной площади в рамках водоема;
- лесосплав по водным акваториям;
- использование водных ресурсов в целях получения гидроэнергии.
Являясь прямым налогом, водный сбор обладает следующими характеристиками:
- Обязательность – платежи взимаются независимо от воли экономического субъекта.
- Непосредственность – налоговое бремя несет сам владелец ресурсов.
- Расчетность – существует четкая формула, позволяющая исчислить сумму обязательства.
- Декларированность – порядок расчета бюджетных обязательств отражается в подаваемых регулярно декларациях.
Водный налог 2017 – прямой сбор, плательщики и правила расчета которого четко обозначены в законодательстве. Система льгот по нему не предусмотрена.
Меры по борьбе с загрязнением водоемов
В рамках бюджета 2024 года предусмотрены значительные меры по борьбе с загрязнением водоемов. Эти меры направлены на улучшение экологической ситуации в нашей стране и защиту водных ресурсов.
Главной целью этих мер является предотвращение загрязнения водоемов различными веществами, такими как промышленные отходы, химические вещества, пестициды, а также борьба с несанкционированными сбросами сточных вод.
Ключевыми мерами по борьбе с загрязнением водоемов в бюджете 2024 года являются:
- Ужесточение контроля над предприятиями, осуществляющими сбросы сточных вод. Это включает в себя проведение регулярных проверок и аудитов, установление строгих норм и требований к качеству сбросов, а также введение штрафов и санкций за нарушения.
- Повышение экологической осведомленности населения. Это включает проведение информационных кампаний, обучающих людей правилам использования водоемов, методам сбора и утилизации отходов, а также привлечение общественности к экологическим акциям и мероприятиям.
- Развитие и совершенствование систем очистки сточных вод на промышленных предприятиях и коммунальных объектах. В рамках этой меры предусмотрено финансирование проектов по модернизации и строительству новых очистных сооружений, а также обеспечение необходимого оборудования и технологий.
- Создание и поддержка природных заповедников и охраняемых территорий вблизи водоемов. Это позволит сохранить ценные экосистемы и их биоразнообразие, а также предотвратить негативное воздействие человеческой деятельности на водные ресурсы.
- Сотрудничество с международными организациями по вопросам охраны водных ресурсов. В рамках данной меры будет осуществляться обмен опытом и передача передовых технологий, а также сотрудничество в области разработки и внедрения совместных проектов.
Внедрение и эффективное осуществление этих мер позволит значительно улучшить состояние водоемов, обеспечить чистую и безопасную воду для населения, а также сохранить богатство природы и биоразнообразие нашей страны.
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Кто признается налогоплательщиками водного налога
Региональный водный налог — это специальный налог, который взимается с организаций и индивидуальных предпринимателей за использование водных ресурсов. Но кто же является налогоплательщиками этого налога?
Порядок определения налогоплательщиков водного налога регулируется федеральным законом «О водном налоге». Он устанавливает, что налогоплательщиками водного налога являются все коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие экономическую деятельность с использованием водных ресурсов, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую деятельность.
Для определения объектов налогообложения по водному налогу используется Кодификатор бюджетной классификации (КБК) водного налога. В нем указываются основные виды экономической деятельности, для которых установлен водный налог.
Как правило, налогоплательщиками водного налога являются организации, занимающиеся производством и распределением воды, строительством и эксплуатацией водных сооружений, добычей водного полезного ископаемого и другие организации, использующие водные ресурсы для осуществления своей деятельности.
Однако для каждого региона и отрасли экономики порядок определения налогоплательщиков водного налога может немного отличаться. Поэтому важно ознакомиться с действующим законодательством и уточнить, кто признается налогоплательщиком водного налога в конкретном случае.
Налогоплательщики водного налога обязаны уплачивать этот налог в установленные законом сроки. Также они должны вести бухгалтерский учет и отчитываться перед налоговыми органами о размере и сроках уплаты водного налога.
Справочник Бухгалтера
Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с юридических и физических лиц при их обращении в государственные или иные органы, или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий: выдачи документов или их копий, разрешений, лицензий. Размер пошлины зависит от вида совершаемых юридически значимых действий. Обычно уплата госпошлины производится до их совершения.
Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов. Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, если по итогам 9 месяцев текущего года их доходы не превысили 45 млн.руб. Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%. Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов. Единый налог на вмененный доход — ЕНВД. Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении этого режима, признаются организации, являющиеся инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных или привлеченных средств, имущества или имущественных прав в поиск, разведку и добычу минерального сырья, и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения о разделе продукции.
Основные сферы распределения водного налога
Водный налог, согласно действующему законодательству, распределяется на несколько основных сфер:
- Экологические программы и мероприятия. Часть средств из водного налога направляется на финансирование программ по охране и восстановлению экологической системы водных ресурсов.
- Водоочистные сооружения. Часть средств используется на создание и модернизацию водоочистных сооружений, что позволяет оптимизировать процессы очистки и снизить загрязнение водных источников.
- Водоснабжение и канализация. Значительная часть водного налога направляется на поддержку и развитие систем водоснабжения и канализации, включая ремонт и строительство водопроводных и канализационных сетей.
- Научно-исследовательская и инновационная деятельность. Часть средств из водного налога используется для проведения научно-исследовательских работ и разработки новых технологий в области водных ресурсов.
- Мониторинг и контроль качества воды. Средства из водного налога также направляются на осуществление систематического мониторинга и контроля качества воды в водных объектах, что позволяет своевременно выявлять и предотвращать загрязнение.
Такое распределение водного налога позволяет обеспечить устойчивость экологической системы водных ресурсов, а также поддерживать функционирование водоснабжения и канализации в стране.
Комментарии к ст. 56 БК РФ
Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации состоят, во-первых, из региональных налогов (ст. 14 НК РФ) и, во-вторых, из федеральных налогов и сборов, предоставленных субъектам Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования с целью реализации принципа бюджетного федерализма для достижения минимальной бюджетной обеспеченности бюджета субъектов РФ и выравнивания уровня их доходов .
———————————
См.: комментарий к ст. 41 БК РФ и ст. 14 НК РФ.
См.: комментарий к ст. 50 БК РФ.
При этом любые виды указанных налоговых доходов могут передаваться полностью или частично (по нормативам) в местные бюджеты в соответствии с нормами закона соответствующего субъекта Российской Федерации с целями, указанными выше.
Особенности механизма перераспределения процентов по налоговым доходам в отношении региональных налоговых доходов заключаются в следующем.
Так, во-первых, что касается налога на прибыль, то аналогично ст. 50 БК РФ норматив поступления по нему в региональные бюджеты составляет 100%. Это означает, что налог на прибыль в бюджет субъекта РФ поступает в размере 100% от 17,5%, а не от 24% (ст. 284 НК РФ) .
———————————
См.: комментарий к ст. 50 БК РФ.
Во-вторых, не все налоговые доходы от части федеральных налогов и сборов полностью передаются бюджетам субъектов Российской Федерации. Например, доходы по налогу на доходы физических лиц (федеральный налог, согласно ст. 13 НК РФ) установлены к перечислению в бюджет субъекта РФ в нормативе 70%. Это означает, что оставшиеся 30% должны поступать в местные бюджеты . Таким образом в процессе межбюджетного регулирования возникают не только правоотношения между Российской Федерацией и ее субъектами и, далее, между последними и органами местного самоуправления, но и бюджетные правоотношения непосредственно между Российской Федерацией и органами местного самоуправления.
———————————
См.: комментарии к ст. 58, 61 и 62 БК РФ.