Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли ресурсоснабжающая организация взыскивать долги с потребителей без решения суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При какой задолженности ЖКХ подает в суд. УК или организация-поставщик услуг может подать иск о взыскании задолженности по коммунальным платежам или оформить заявление на судебный приказ, если собственник не оплачивает квитанции в течение 2–3 месяцев. Стоимость услуг юриста включается в иск.
РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
- Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
- Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
- Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
- Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
- После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
- Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
- Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
- какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
- какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
- использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
- Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
- Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
Судебная практика взыскания задолженности по коммунальным платежам
За какой период нужно оплачивать долги. Срок давности долга за коммунальные услуги согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ составляет 3 года, то есть можно взыскать долги, которые накопились за это время.
Судебный порядок взыскания. После того, как должник получил повестку, он обязан явиться в суд и предоставить возражения. Если решение будет не в его пользу, он может его обжаловать в течение 1 месяца. Исковое заявление о взыскании задолженности по ЖКХ в большинстве случаев удовлетворяется полностью. Можно взыскать долг без участия собственника по судебному приказу.
Решение суда. Собственник должен внести средства единовременно или в рассрочку по графику. По суду долг может быть уменьшен в счет снижения размера штрафа.
Исполнительное производство. Если мирное решение вопроса невозможно, дело о задолженности по ЖКХ передается судебным приставам. Они возбуждают производство:
- выявляют имущество, после продажи которого должник сможет оплатить задолженность;
- выявляют банковские счета, на которые накладывают арест;
- устанавливают место работы, куда направляют документы для удержания;
- принимают решение о запрете покидать РФ.
Исключение МКД из реестра при повторном правонарушении
Согласно п. 4(2) Положения о лицензировании, если в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований лицензиатом будет повторно допущено грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренное пп. «а», «б», «г», «д» или «з» п. 4(1), из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о МКД, в отношении которых такие нарушения совершены. Соответствующее решение принимает орган ГЖН (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).
В свою очередь, исключение сведений о МКД из реестра лицензий является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о МКД из реестра лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.
Таким образом, повторное привлечение к административной ответственности за наличие существенной задолженности перед РСО грозит УК потерей права вести деятельность по управлению МКД.
Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 14.07.2020 № Ф07-6749/2020 по делу № А42-7606/2019.
Общество при наличии вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за допущенные грубые нарушения лицензионных требований не приняло своевременно меры к погашению задолженности перед РСО, а допустило ее наличие в последующий период, тем самым повторно допустило грубое нарушение лицензионных требований, установленное пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании. Поэтому ГЖИ в отношении лицензиата правомерно применена мера по исключению МКД из реестра лицензий.
Под превентивными мерами имеется в виду информационно-разъяснительная работа УК со всеми собственниками помещений в МКД. Делается это для профилактики и недопущения возникновения долгов за ЖКУ. Проводить такую работу можно на общих собраниях или через информационные стенды в подъездах МКД.
- неустойка (п.14 ст.155 ЖК РФ, п.159 Правил предоставления коммунальных услуг) за несвоевременную оплату;
- выселение из жилого помещения нанимателей по договору социального найма при просрочке платежа свыше 6 месяцев (пп.1 п.4 ст.83 ЖК РФ);
- обращение взыскания на помещение (если оно не является единственным жильём для должника);
- ограничение либо приостановка водоотведения (пп.81–82 Правил предоставления коммунальных услуг).
Сможет ли ресурсоснабжающая организация взыскать с меня задолженость
Управляющие организации (30-40% от общего количества) часто задерживают расчеты с РСО. Собираемость оплаты за услуги у снабжающих организаций составляет в среднем 80%, что заставляет поставщиков ресурсов работать себе в убыток. Прямой договор между собственником жилого помещения и РСО позволит осуществлять расчеты с гражданами напрямую, минуя посредников в виде управляющих компаний. Тогда УК, ТСЖ избавятся от обязанности собирать долги с потребителей.
Управляющие организации, предоставив РСО возможность прямых взаиморасчетов с потребителями, смогут снизить налог на прибыль и перейти на упрощенную схему налогообложения. При прямом договоре исключена возможность банкротства управляющей организации из-за накопившихся долгов перед РСО. Даже если задолженность и возникла, то управляющая организация не сможет компенсировать ее за счет средств, собранных на капремонт или текущие издержки. Это позволит требовать напрямую с РСО перерасчета за плохое качество поставляемых ресурсов.
Из недостатков таких договоров выделяют следующие особенности:
-
необходимость различать платежные документы управляющей организации и РСО;
-
потребность реструктуризации управления РСО – организация должна будет внести изменения в устав, создать отдел по взаимодействию с физическими лицами, если ранее такого подразделения в составе юридического лица не было предусмотрено;
-
коммерческая нагрузка на РСО – при обращении гражданам для перерасчета платежей понадобятся дополнительные расходы на расширении бухгалтерии, найма специалистов по взаимодействию с клиентами. РСО придется работать с претензиями граждан, вести разъяснительную работу населения.;
-
необходимость работы с просроченной задолженностью граждан. Должны быть также исключены «двойные квитанции», запутывающие должников;
-
сложности с разграничением зоны ответственности между УК и РСО. Возможны споры по вопросу, кто за какие ресурсы и коммуникации отвечает. Так, претензии жителей о слабом напоре воды или недостаточном отоплении могут «перекидываться» между РСО и УК, которая по-прежнему обязана отвечать за управление МКД. Если жильцы подадут жалобу из-за слабого напора воды, то РСО переложит вину на УК, мотивируя слабой напор прогнившими трубами внутри дома. В свою очередь, компании также могут ссылаться на ветхие коммуникации поставщика ресурсов.
Не исключены проблемы, связанные с бумажной волокитой у сотрудников среднего и низшего звена РСО. На практике, РСО не торопятся заключать договоры напрямую с гражданами-потребителями, хотя подобная возможность предоставлена Постановлением Правительства РФ № 354 и ФЗ № 59 от 03.04.2018 года. При наличии прямого договора, на поставляющую организацию также возлагается обязанность передавать в РСО показания индивидуальных и общедомовых счетчиков.
Перечень коммунальных услуг, за которые нужно платить, зависит от вида помещения и степени его благоустройства.
Согласно ст. 154 ЖК РФ, коммунальные платежи могут начисляться:
- за холодную воду;
- за горячую воду;
- за отопление помещений (тепловая энергия);
- за электрическую энергию;
- за газ, в том числе в баллонах;
- за твердое топливо (при наличии печного отопления);
- за отведение сточных вод (канализация);
- за вывод ТБО.
Структура коммунальных платежей всегда указывается в квитанции или едином платежном документе. Если владелец квартиры или нежилого помещения не согласен с начислениями или хочет проверить обоснованность расчета, он может обратиться за разъяснениями к управляющей или ресурсоснабжающей организацией.
Базовые тарифы на услуги ЖКХ утверждаются федеральными и региональными властями. Ежегодные индексы повышения тарифов утверждает правительство РФ для каждого региона. Точный размер платежей на отдельные виды услуг может увеличиваться по условиям договора с управляющей компании, или же — по решению собственников МКД.
Для ответа на этот вопрос смотрим статью 153 ЖК РФ. Платить коммуналку обязаны:
- собственники квартир в МКД;
- наниматели жилых помещений — в том случае, если квартира не приватизирована, а относится к категории так называемого найма;
- собственники или арендаторы нежилых помещений в МКД;
- собственники частных строений — жилой дом, дача в статусе жилья и т.д;
- члены жилищного кооператива.
Если кроме собственника в квартире проживают и зарегистрированы другие лица, то квитанции все равно будут приходить на имя владельца. Однако расчет по отдельным видам услуг может осуществляться по количеству проживающих.
Например, такое правило действует для начисления платежей за газ, холодную и горячую воду, если в квартире нет счетчика. При наличии счетчика начисление платежей осуществляется за фактическое потребление коммунальных ресурсов. За отопление плата начисляется, исходя из общей площади помещений.
Начислять коммунальные платежи, выставлять квитанции и взыскивать задолженность могут:
- управляющие компании — УК;
- ресурсоснабжающие организации, если с ними заключен прямой договор;
- сбытовые компании (при платежах за электроэнергию и газ);
- расчетные центры, которым по договору передаются полномочия по сбору и взысканию платежей.
Собственник квартиры или нежилого помещения, оплативший квитанцию, может требовать от жильцов пропорциональную часть платы. Это особенно актуально при сдаче квартиры (или ее части) в аренду. Квитанции будут приходить на имя владельца недвижимости.
Порядок их оплаты может предусматриваться договором аренды или по устному соглашению сторон. Если возникнет задолженность, ее однозначно будут взыскивать с собственника. И проблемы при неуплате за ЖКХ всегда возникают только у собственника.
Долг платежом красен: но для какого управляющего: прежнего или нового?
Естественное желание любого должника — полная амнистия по всей просрочке, чистое, простое, без усилий и нервотрепки освобождение от долговых обязательств. Увы, на полное и безусловное прощение всех долгов рассчитывать не приходится.
Но при определенных условиях можно списать задолженности или их часть при судебном взыскании, а также в рамках банкротства. Подробнее обо всех возможных вариантах списания читайте ниже.
Срок давности действуют для всех видов обязательств, в том числе для оплаты и взыскания платежей по коммунальным услугам. Срок давности — это период времени, в течение которого можно обратиться за взысканием в судебные органы.
Как и для большинства других обязательств, срок исковой давности по долгам ЖКХ составляет 3 года.
Применяется он следующим образом:
- давность считается по каждому ежемесячному платежу по квитанции — например, если задолженность ЖКХ возникла в марте 2021 года, сроки давности на ее взыскание истекут через 3 года;
- пропуск давности позволяет должнику подать заявление в суд и потребовать отказа в иске — если ответчик не подаст такое заявление, судья взыщет всю сумму долга, даже с истекшим сроком давности;
- пропуск сроков давности не лишает возможности взыскивать долг внесудебными способами — с этой целью должника будут доставать претензиями и требованиями, отключать услуги, увеличивать сумму просрочки в квитанции. Так, при просрочках должникам точно имеют право отключить подачу горячей воды.
Пропуск давности на взыскание просрочки по ЖКХ не влияет на порядок отключения должника от коммунальных услуг. Для таких мер воздействия сроков давности не предусмотрено.
Так как от сбора платежей зависит нормальная работа управляющих и ресурсоснабжающих компаний, они вряд ли допустят пропуск сроков давности. Обычно взыскание начинается уже при просрочке за 1-2 месяца.
Способы взыскания долгов до суда
Большинство управляющих или ресурсоснабжающих организаций не могут позволить себе содержать полноценный колл-центр для работы с неплательщиками. Это повлечет слишком большие расходы. Так как у одной компании могут быть одновременно сотни и тысячи должников, звонки каждому из них занимали бы все рабочее время специалистов.
Поэтому персональный обзвон неплательщиков по ЖКУ практикуется редко.
Досудебное взыскание задолженности по коммунальным услугам может включать:
- направление документов по почте (письма, расчеты, предупреждения, уведомления и т.д.);
- выезд на дом для вручения документов под роспись;
- размещение сведений о долгах на сайте УК, в местах общего пользования дома, в общедомовых чатах и т.д. (там указываются не фамилии должников, а номера квартир);
- прием неплательщиков, рассмотрение их обращений и жалоб по расчету задолженности.
Сможет ли ресурсоснабжающая организация взыскать с меня задолженость
Управляющие организации (30-40% от общего количества) часто задерживают расчеты с РСО. Собираемость оплаты за услуги у снабжающих организаций составляет в среднем 80%, что заставляет поставщиков ресурсов работать себе в убыток. Прямой договор между собственником жилого помещения и РСО позволит осуществлять расчеты с гражданами напрямую, минуя посредников в виде управляющих компаний. Тогда УК, ТСЖ избавятся от обязанности собирать долги с потребителей.
Управляющие организации, предоставив РСО возможность прямых взаиморасчетов с потребителями, смогут снизить налог на прибыль и перейти на упрощенную схему налогообложения. При прямом договоре исключена возможность банкротства управляющей организации из-за накопившихся долгов перед РСО. Даже если задолженность и возникла, то управляющая организация не сможет компенсировать ее за счет средств, собранных на капремонт или текущие издержки. Это позволит требовать напрямую с РСО перерасчета за плохое качество поставляемых ресурсов.
Из недостатков таких договоров выделяют следующие особенности:
-
необходимость различать платежные документы управляющей организации и РСО;
-
потребность реструктуризации управления РСО – организация должна будет внести изменения в устав, создать отдел по взаимодействию с физическими лицами, если ранее такого подразделения в составе юридического лица не было предусмотрено;
-
коммерческая нагрузка на РСО – при обращении гражданам для перерасчета платежей понадобятся дополнительные расходы на расширении бухгалтерии, найма специалистов по взаимодействию с клиентами. РСО придется работать с претензиями граждан, вести разъяснительную работу населения.;
-
необходимость работы с просроченной задолженностью граждан. Должны быть также исключены «двойные квитанции», запутывающие должников;
-
сложности с разграничением зоны ответственности между УК и РСО. Возможны споры по вопросу, кто за какие ресурсы и коммуникации отвечает. Так, претензии жителей о слабом напоре воды или недостаточном отоплении могут «перекидываться» между РСО и УК, которая по-прежнему обязана отвечать за управление МКД. Если жильцы подадут жалобу из-за слабого напора воды, то РСО переложит вину на УК, мотивируя слабой напор прогнившими трубами внутри дома. В свою очередь, компании также могут ссылаться на ветхие коммуникации поставщика ресурсов.
Не исключены проблемы, связанные с бумажной волокитой у сотрудников среднего и низшего звена РСО. На практике, РСО не торопятся заключать договоры напрямую с гражданами-потребителями, хотя подобная возможность предоставлена Постановлением Правительства РФ № 354 и ФЗ № 59 от 03.04.2018 года. При наличии прямого договора, на поставляющую организацию также возлагается обязанность передавать в РСО показания индивидуальных и общедомовых счетчиков.
Перечень коммунальных услуг, за которые нужно платить, зависит от вида помещения и степени его благоустройства.
Согласно ст. 154 ЖК РФ, коммунальные платежи могут начисляться:
- за холодную воду;
- за горячую воду;
- за отопление помещений (тепловая энергия);
- за электрическую энергию;
- за газ, в том числе в баллонах;
- за твердое топливо (при наличии печного отопления);
- за отведение сточных вод (канализация);
- за вывод ТБО.
Структура коммунальных платежей всегда указывается в квитанции или едином платежном документе. Если владелец квартиры или нежилого помещения не согласен с начислениями или хочет проверить обоснованность расчета, он может обратиться за разъяснениями к управляющей или ресурсоснабжающей организацией.
Базовые тарифы на услуги ЖКХ утверждаются федеральными и региональными властями. Ежегодные индексы повышения тарифов утверждает правительство РФ для каждого региона. Точный размер платежей на отдельные виды услуг может увеличиваться по условиям договора с управляющей компании, или же — по решению собственников МКД.
Для ответа на этот вопрос смотрим статью 153 ЖК РФ. Платить коммуналку обязаны:
- собственники квартир в МКД;
- наниматели жилых помещений — в том случае, если квартира не приватизирована, а относится к категории так называемого найма;
- собственники или арендаторы нежилых помещений в МКД;
- собственники частных строений — жилой дом, дача в статусе жилья и т.д;
- члены жилищного кооператива.
Взыскание долгов ресурсоснабжающей организацией
Ресурсоснабжающая организация, такая как коммунальное предприятие или энергосбытовая компания, имеет право взыскать долги с должника без обращения в суд. Для этого существуют различные способы, которые предоставляются законодательством.
Одним из таких способов является предъявление требования к должнику с установленным сроком возврата долга. В случае невыполнения должником обязательства в установленный срок, ресурсоснабжающая организация имеет право перевести дело в взыскание через судебные органы.
Кроме того, ресурсоснабжающая организация может применять иные меры взыскания долгов без обращения в суд. Например, она может предъявить иск к должнику в арбитражный суд или обратиться в исполнительную службу для принудительного взыскания долга.
Однако, прежде чем использовать эти способы, ресурсоснабжающая организация обязана произвести определенные предварительные действия, такие как направление уведомлений о необходимости погашения задолженности и предложения о заключении договора рассрочки или реструктуризации. Только после истечения указанного срока и отсутствия реакции со стороны должника, организация имеет право обратиться с требованием в суд или другие специализированные органы.
Юридические механизмы взыскания долгов ресурсоснабжающей организацией
Взыскание долгов ресурсоснабжающей организацией может быть осуществлено не только через судебный порядок, но и с помощью специальных юридических механизмов. Данные механизмы позволяют эффективно взыскать задолженность и защитить интересы организации.
Один из таких механизмов – внесудебное взыскание долгов с использованием силовых структур. В случае, если должник уклоняется от погашения задолженности, ресурсоснабжающая организация может обратиться в полицию или внутренние войска с заявлением о применении принудительных мер. Силовые структуры могут быть задействованы для взыскания долга крупными должниками или в случае противозаконных действий со стороны должника.
Другим юридическим механизмом взыскания долгов является установление административного штрафа. В случае, если должник систематически нарушает сроки погашения задолженности, ресурсоснабжающая организация может обратиться в органы исполнительной власти с заявлением о привлечении должника к административной ответственности. Назначение штрафа стимулирует должника к своевременному погашению долга и может послужить основой для предъявления требований о приостановлении услуги.