Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы инвалидам чернобвыльцам 2 группы в Украине в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многочисленные нарушения прав пострадавших от последствий аварии наблюдаются уже не первый год. Украинцы многократно судились с Пенсионным фондом и правительствам относительно объемов начислений, а также за права на льготы и компенсации, которые им стали предоставлять только по выбору.
Пособие чернобыльцам на 2022 2024
С 1 июля нынешнего года в Украине планировалось увеличить пенсии ликвидаторам и пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. Однако депутаты, которые должны были принять соответствующий закон, нашли для себя более насущные занятия и отложили рассмотрение проекта, поданного правительством, на последний момент. Как результат, окончательное голосование состоялось лишь 29 июня.
Понятно, что хоть президент и подписал документ в тот же день, ввести его в действие вовремя уже не было никакой возможности. Поэтому новый порядок расчета чернобыльских пенсий будет введен только с 1 января следующего года.
Однако часть положений все же заработает с 1 июля.
Какие же изменения ждут чернобыльцев в свете нового закона? Их немного, но они снимают часть ограничений, существовавших ранее при начислении пенсий.
В частности, согласно статье 53 закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», общая сумма доходов чернобыльцев и семей, получающих ежемесячную компенсацию из-за утраты кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, была ограничена и не должна была превышать размер десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность. На сегодняшний день это 18 540 гривен. Соответственно, если доходы пенсионера или семьи погибшего превышали эту сумму, пенсия урезалась.
Балльная система начисления пенсий
В начислении пенсий чернобыльцам будет использоваться балльная система, которая позволит учесть старые выплаты и подтянуть пенсии до современного уровня. Эта система предусматривает учет стажа работы и других факторов, которые могут влиять на размер пенсии. Одной из основных целей внедрения балльной системы является справедливое распределение пенсий среди чернобыльцев в Украине.
Балльная система позволит учесть все выплаты, которые чернобыльцы уже получали ранее, и сделать перерасчет пенсий на основе новых норм и стандартов. Таким образом, пенсии будут увеличены и приведены в соответствие с современными требованиями и потребностями чернобыльцев.
Для лучшего понимания, представим таблицу, которая показывает, как будет происходить начисление пенсий чернобыльцам в рамках балльной системы:
Факторы | Баллы | Размер пенсии |
---|---|---|
Стаж работы | От 0 до 20 лет – 1 балл От 20 до 30 лет – 2 балла От 30 и более – 3 балла |
1000 гривен |
Категория инвалидности | 1 балл – 3 категория инвалидности 2 балла – 2 категория инвалидности 3 балла – 1 категория инвалидности |
1500 гривен |
Дополнительные факторы | Возраст, социальные условия и другие факторы | Дополнительные выплаты в зависимости от ситуации |
Дополнительные выплаты и государственная поддержка чернобыльцам
В этом разделе будет рассказано о дополнительных выплатах и государственной поддержке, которые могут быть предоставлены чернобыльцам. В 2024 году Украина продолжает стремиться к обеспечению надлежащего уровня жизни для людей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Государство осознает необходимость оказания помощи тем, кто по-прежнему страдает от последствий аварии.
Одной из форм государственной поддержки являются дополнительные выплаты, предназначенные для улучшения финансового положения чернобыльцев. Эти выплаты могут включать компенсации за потери здоровья, возмещение расходов на лекарства, медицинское обслуживание и другие социальные нужды. Государство также предоставляет материальную помощь чернобыльцам в виде ежемесячных денежных выплат.
Дополнительные выплаты и поддержка | Категории чернобыльцев |
---|---|
Компенсация за потери здоровья | Все пострадавшие от аварии на Чернобыльской атомной электростанции, имеющие соответствующую медицинскую документацию |
Возмещение расходов на лекарства и медицинское обслуживание | Чернобыльцы, нуждающиеся в постоянном лечении и получении лекарственных препаратов |
Социальная поддержка | Чернобыльцы, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в материальной помощи |
На какие пенсии могут рассчитывать пострадавшие от аварии в Чернобыле – комментарий специалиста
Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС имеют право на досрочную пенсию по возрасту и установление надбавок к ней. Для ее назначения нужно иметь удостоверение нового образца – пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий. Их меняют с 2012 года.
Дополнительно к пенсии пострадавшим назначаются надбавки. Занятым в 1986 – 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленным и командированным, призванным на специальные сборы военнослужащим и военнообязанным, как и участникам ликвидации других радиационных аварий, положена надбавка в размере 50 % от минимальной пенсии по возрасту (на данный момент МПВ составляет 59,97 руб.).
– По общим нормам пенсионного законодательства Республики Беларусь трудовая пенсия по возрасту в 2023 году предоставляется мужчинам 62 лет и женщинам 57 лет, которые не менее 17 лет 6 месяцев уплачивали обязательные страховые взносы в ФСЗН (так называемый страховой стаж), – сообщила заместитель начальника управления пенсионного обеспечения комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Елена Садовникова.
На пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет имеют право люди, которые были заняты на работах в 10-километровой зоне от ЧАЭС (13 населенных пунктов Украины) в 1986 году или не менее 10 суток в 1987-м. Этот факт должен быть документально подтвержден с указанием периода работы, названия населенных пунктов, зоны радиоактивного загрязнения, первичных документов, на основании которых выдана справка. Это могут быть командировочное удостоверение с отметкой о пребывании в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.
Для ликвидаторов, работавших в пределах 30-километровой зоны эвакуации (отчуждения), предусмотрены другие условия назначения досрочной пенсии по возрасту: при наступлении инвалидности независимо от ее причины и группы общеустановленный пенсионный возраст снижается на 5 лет. Исключение – граждане, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими противоправных действий.
Дополнительные пособия на работе
Также стоит обратить внимание на новости для чернобыльцев в Украине в 2023 году касаемо рабочих мест на предприятиях и сохранения зарплат. Также стоит рассмотреть еще несколько важных видов пособий, которые предлагаются чернобыльцам от государства в 2023 году. При переводе на более низкий трудовой оклад из-за состояния здоровья сотрудника, ему будет положена выплата на протяжении года. Это сумма разницы между предыдущим заработком и заработком на новой работе до того, как была установлена инвалидность или снятия статуса инвалида (срок до 1 года). Стоит обратить внимание на следующие льготы:
- чернобылец при условии, что он временно не работает, получает выплаты (пособия) сумма, которых составляет 100% от среднего заработка, при этом страховой стаж не учитывается;
- выплата работающим лицам, имеющим группу инвалидности и временную невозможность работать на срок 4-5 месяцев подряд.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Дополнительные выплаты и государственная поддержка чернобыльцам
Одной из форм государственной поддержки являются дополнительные выплаты, предназначенные для улучшения финансового положения чернобыльцев. Эти выплаты могут включать компенсации за потери здоровья, возмещение расходов на лекарства, медицинское обслуживание и другие социальные нужды. Государство также предоставляет материальную помощь чернобыльцам в виде ежемесячных денежных выплат.
Дополнительные выплаты и поддержка | Категории чернобыльцев |
---|---|
Компенсация за потери здоровья | Все пострадавшие от аварии на Чернобыльской атомной электростанции, имеющие соответствующую медицинскую документацию |
Возмещение расходов на лекарства и медицинское обслуживание | Чернобыльцы, нуждающиеся в постоянном лечении и получении лекарственных препаратов |
Социальная поддержка | Чернобыльцы, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в материальной помощи |
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
- Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
- Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
Прожиточный минимум и минимальная зарплата
Из-за полномасштабной войны в Украине в государственном бюджете на 2023 год не предусмотрено повышение минимальной зарплаты и прожиточного минимума.
С 1 января 2023 года минимальная заработная плата установлена на уровне 6 700 грн (в месячном размере) и 40,46 грн (в почасовом размере). В последний раз ее повышали в октябре 2022 года.
Прожиточный минимум в последний раз повышался в декабре 2022 и останется таким же с 1 января: 2 589 грн на одного человека в расчете на месяц.
Для основных социальных и демографических групп населения размер прожиточного минимума с 1 января составит:
- для детей до 6 лет — 2 272 грн;
- для детей от 6 до 18 лет — 2 833 грн;
- для трудоспособных лиц — 2 684 грн;
- для лиц, потерявших трудоспособность — 2 093 грн.
С 1 июля нынешнего года в Украине планировалось увеличить пенсии ликвидаторам и пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. Однако депутаты, которые должны были принять соответствующий закон, нашли для себя более насущные занятия и отложили рассмотрение проекта, поданного правительством, на последний момент. Как результат, окончательное голосование состоялось лишь 29 июня.
Понятно, что хоть президент и подписал документ в тот же день, ввести его в действие вовремя уже не было никакой возможности. Поэтому новый порядок расчета чернобыльских пенсий будет введен только с 1 января следующего года.
Однако часть положений все же заработает с 1 июля.
Новости и обновления о пенсиях чернобыльцам в 2024 году
В этом разделе вы найдете самые свежие новости и обновления о пенсиях чернобыльцам в Украине в 2024 году.
В 2024 году в Украине планируется провести индексацию пенсий по новой балльной системе. Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что целью пенсионной реформы является достижение уровня пенсий в размере 30-50% средней зарплаты в стране. Также планируется выровнять старые и новые пенсии. В начислении пенсий будет учтена балльная система, которая позволит подтянуть выплаты пенсионерам, вышедшим на пенсию ранее, до современного уровня. В госбюджете Украины на 2024 год предусмотрена индексация минимальной пенсии, которая составит 2361 гривен. Пенсии также будут повышены для 65-летних пенсионеров с достаточным стажем работы.
В результате этих изменений, пенсии чернобыльцам в Украине ожидается повышение. Это важная новость для всех, кто пострадал от катастрофы на Чернобыльской АЭС и нуждается в дополнительной финансовой поддержке. Окончательная таблица с новыми пенсионными выплатами для чернобыльцев в 2024 году будет опубликована после окончания индексации и перерасчета пенсий.
Преимущества повышения пенсий Чернобыльцам
1. Справедливость и уважение
Повышение пенсий Чернобыльцам в Украине в 2024 году свидетельствует о стремлении государства признать и отдать должное тем, кто пострадал от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это демонстрирует уважение и поддержку категории людей, которых непосредственно затронули последствия аварии, и создает ощущение справедливости для них и их семей.
2. Улучшение материального положения
Повышение пенсий позволяет Чернобыльцам получать больше финансовых средств каждый месяц. Это поможет им лучше справляться с возросшими расходами на лечение, лекарства и жизненно необходимые товары. Также, это может дать им возможность улучшить качество жизни и позволить себе ранее недоступные возможности.
3. Обеспечение достойного уровня жизни
Увеличение пенсий способствует обеспечению Чернобыльцам достойного уровня жизни. Большая сумма пенсии позволяет им покрыть основные нужды, включая питание, одежду, жилище и коммунальные услуги. Расширенный бюджет позволяет им чувствовать себя более комфортно и обеспечивать себя и своих близких без лишнего напряжения и финансового стресса.
Перспективы изменения пенсионного законодательства в Украине
В настоящее время ликвидаторы ЧАЭС 2 категории получают особую категорию пенсий, учитывающую их работу на ликвидации последствий крупнейшей ядерной катастрофы. Однако сроки получения этой пенсии ограничены, и с 1 января 2024 года она прекращает выплачиваться.
На данный момент в Украине ведутся дискуссии о дальнейших мерах по поддержке ликвидаторов ЧАЭС 2 категории после истечения срока специальной категории пенсий. Одним из предлагаемых вариантов является продление выплаты пенсий ликвидаторам до достижения пенсионного возраста без учета стажа.
Представители ликвидаторов ЧАЭС и общественные организации настаивают на необходимости сохранения особой категории пенсий и продления ее срока действия. Они указывают на тот факт, что ликвидаторы выполнили значительную работу по ликвидации Чернобыльской АЭС, часто подвергая себя опасности и риску здоровью. Поэтому обещанные государством пенсии должны быть выплачены ликвидаторам до самого пенсионного возраста.
Однако для реализации этой идеи потребуется соответствующие изменения в пенсионном законодательстве. Это может позитивно сказаться на пенсионных правах ликвидаторов ЧАЭС и обеспечить им достойные условия жизни в старости.
Чтобы найти решение проблемы с пенсиями ликвидаторов Чернобыльской АЭС 2 категории в 2024 году, необходимо провести дальнейшие обсуждения и принять во внимание интересы ликвидаторов и требования общества.
Выплаты и компенсации чернобыльцам в 2022 г
- Зона отчуждения.Расположена вблизи с четвертым реактором, ставшим причиной аварии. Здесь запрещено проживание людей, ведение сельскохозяйственной и производственной деятельности.
- Зона отселения. В непосредственной близости к станции находится г. Припять, население которого было эвакуировано в срочном порядке, во избежания вреда здоровью.
- Зона с правом на отселение.Население отдаленных от электростанции поселков и сел, на свое усмотрение, вправе переселится в другую местность. Принудительное выселение не осуществлялось. Здесь постоянно проводится мониторинг уровня радиации.
- Зона с допустимым уровнем радиации. Местность, расположенная вдали от Чернобыля, в которой был повышен радиационный фон, однако он не угрожает здоровью населения. Переселение жителей здесь не предусмотрено, однако они все же имеют право получать льготы.
Нормативное регулирование пенсий в Украине
Система нормативного регулирования пенсий в Украине основывается на законах и нормативных актах, которые устанавливают порядок назначения и выплаты пенсий, а также устанавливают размеры пенсионных выплат для различных категорий граждан. Нормы и правила нормативного регулирования пенсионной системы страны направлены на обеспечение социального обеспечения и защиты трудовых прав граждан, включая ликвидаторов Чернобыльской АЭС 2 категории.
Регулирование пенсионной системы осуществляется Государственным агентством по вопросам пенсионного обеспечения, которое контролирует и координирует работу всех органов, участвующих в пенсионной системе. Оно отвечает за разработку и внесение предложений в законодательство о пенсиях, а также за контроль за исполнением норм пенсионного законодательства.
В Украине существуют две основные категории пенсий – трудовые и социальные. Трудовые пенсии назначаются гражданам, достигшим пенсионного возраста и имеющим определенный трудовой стаж. Социальные пенсии предоставляются гражданам с ограниченными возможностями труда и другими социальными категориями граждан, которым необходима дополнительная социальная поддержка.
Для ликвидаторов ЧАЭС 2 категории существуют отдельные правила и нормы назначения пенсий. Они предусматривают особые льготы и возможности для получения пенсии на более ранних сроках. Такие меры обусловлены особыми условиями труда и высокой степенью риска, с которыми ликвидаторы сталкивались при проведении работ на Чернобыльской АЭС.
- Нормативное регулирование пенсий в Украине неоднократно изменялось и усовершенствовалось с момента аварии на Чернобыльской АЭС. Это связано с постоянным учетом потребностей и интересов ликвидаторов и реагированием на их обращения и предложения.
- В настоящее время пенсии ликвидаторов ЧАЭС 2 категории рассчитываются исходя из определенных формул, которые учитывают стаж работы на объекте, степень риска и другие факторы. Размер пенсии зависит от индивидуальных данных каждого ликвидатора.
- Нормативное регулирование пенсий для ликвидаторов ЧАЭС 2 категории направлено на обеспечение достойных условий жизни и социальной защиты этих людей. Это важный аспект государственной политики Украины по поддержке и признанию заслуг тех, кто внес значительный вклад в ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС.
Для чернобыльцев планируют повысить пенсии — до 9-16 тысяч
295 грн. у місяць
Онлайн бухгалтерія
для ФОП і малого бізнесу
перші 30 днів безкоштовно!
- Адвокаты
- Юристы
- Нотариусы
- Суды
- Прокуратуры
- Налоговые инспекции
- Государственные администрации
- Пенсионные фонды
- Полиция
- Центры занятости
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Ужгород
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Пенсии, исчисленные в зависимости от зарплаты и стажа, с 1 марта для 8 млн украинцев выросли на 11%, в среднем рост составил 300 грн.
- 12 марта 2021 года глава Минсоцполитики Марина Лазебная заявила о том, что надеется, что законопроект, которым «отвяжут» социальные выплаты от уровня прожиточного минимума, примут в ближайшее время — это позволит увеличить уровень минимальной пенсии до 3 500 грн.
- С 1 апреля 2021 года в Украине пенсионный возраст для женщин увеличили с 59,5 до 60 лет.
- ликвидаторам 1 группы инвалидности – с 12 270 гривен до 16 080 гривен;
- пенсионерам-ликвидаторам 2 группы инвалидности – с 10 967 гривен до 12 987 гривен;
- ликвидаторам 3 группы – с 8 129 гривен до 8 917 гривен.
Обратите внимание! Повышение пенсий будет касаться 39 481 пенсионера.
Кстати, в пояснительной записке закона говорится, что документ требует дополнительных расходов из государственного бюджета в размере 526,5 миллиона гривен на 2021 год (для выплат в июле – декабре). В последующие 2022 и 2023 годы сумма расходов составит 1,158 миллиарда гривен и 1,262 миллиарда гривен соответственно.
Этого решения Конституционного суда чернобыльцы ждали три года.
Права и привилегии инвалидов чернобыльцев 2 группы
Инвалиды группы 2, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, имеют определенные права и привилегии в Украине. Они обеспечиваются государством для облегчения их жизни и улучшения их социально-бытового положения.
Вот некоторые из основных прав и привилегий, предоставляемых инвалидам чернобыльцам 2 группы:
Льготы по оплате проезда
Инвалиды чернобыльцы 2 группы имеют право на бесплатные проездные билеты на железнодорожный, метрополитеновский и наземный общественный транспорт. Они также получают 50% скидку на проезд в междугороднем автобусном и авиационном транспорте.
Предоставление жилья
Инвалиды чернобыльцы 2 группы имеют право на получение жилья от государства или на предоставление льготной ипотеки для приобретения жилья. Для этого они попадают в отдельную категорию получателей жилья и имеют преимущества перед остальными соискателями.
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
- Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
- Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.
К списку социальных льгот относятся:
- приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
- покупка медикаментов по льготным рецептам;
- предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
- обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
- зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
- обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.