Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как закрыть ано которая не вела деятельность в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главная особенность АНО образуется в связи с закрепленной в ст. 10 ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях» нормой права. В ней говорится, что все имущество, переданное ее учредителями, является собственностью АНО. Учредители не сохраняют прав на переданное ими имущество. Это значит, что в случае, если организации было передано в собственность имущество, то после ликвидации учредители не смогут вернуть себе его. Данное имущество направляется на погашение обязательств (кредитов), имеющихся у ликвидируемой АНО или, если такие обязательства отсутствуют, на достижение целей организации, которые закреплены в ее учредительных документах (уставе). При этом необходимо отметить, что АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам АНО.
Особенности и сроки ликвидации Автономной некоммерческой организации
К особенностям ликвидации АНО также можно отнести сроки ликвидации, которые разительно отличаются от сроков ликвидации коммерческих организаций. Среднестатистический срок ликвидации АНО составляет от 6 месяцев. При этом регистрация каждого этапа ликвидации занимает в среднем по 1,5 месяца.
В отличие от Фонда, добровольная ликвидация АНО происходит через обращение в территориальный орган министерства юстиции Российской Федерации в том субъекте, где АНО зарегистрировано и ведет свою деятельность.
Экономические меры, которые введены с 1 марта 2022 года
Ведение учёта в НКО, работающих с целью получения материальной выгоды, считается непростой задачей, поскольку бухгалтеру необходимо сосредоточить внимание на:
- распределении доходов и расходов между деятельностью, связанной с благотворительностью, социальной работой и предпринимательством;
- отслеживании формулировок назначения получаемых и направляемых финансовых потоков в договорах и документах, являющихся первичными.
Пример неправильного определения назначения средств в учётной политике выглядит следующим образом.
Бухгалтеру необходимо принять деньги, поступившие в качестве вознаграждения за проведение мероприятия. Они могут быть записаны двумя способами – правильным и неправильным. Неправильно писать следующее: «Плата за проведение развлекательного мероприятия». Правильно: «Целевой взнос на организацию и проведение развлекательного мероприятия». В первом случае налоговая служба требует НДС, а вот целевые взносы в НКО налогами не облагаются, поэтому никаких дополнительных расходов организация не понесёт. Отметка по НДС является обязательной.
Бухгалтеру необходимо максимально сосредоточиться на выборе формулировок: нельзя допускать использования в официальных документах размытых, неточных определений. Пример неточности – назначение «Покупка одноразовой посуды». Точная формулировка должна звучать так: «Приобретение одноразовой посуды для проведения благотворительного мероприятия на природе с участием детей». Если речь идёт о приобретении канцтоваров, то вместо простого «Покупка канцтоваров» пишут «Приобретение канцтоваров для административного отдела». Точное указание целевых трат помогает бухгалтеру не запутаться во время налогового учёта расходов и доходов, быстрее определить, какой счёт будет правильным для направления на него денег.
Кроме того, бухгалтер обязан проверить, обоснованы ли понесённые затраты. Для этого необходимо проверить, есть ли:
- приказы на распределение финансов;
- письма и распоряжения участников НКО;
- обращения со стороны граждан и организаций за средствами в виде помощи от некоммерческой организации;
- иные документы.
Чтобы раздельно вести налоговый учёт, составляют два разных субсчёта. Для основной общественной деятельности 20-1 и 26-1, для предпринимательской деятельности ‒ 20-2 и 26-2.
В 2022 году финансовые результаты фиксируются следующим образом:
- основная общественная работа – счёт 86;
- предпринимательство – счёт 90, убыток и прибыль списываются каждый год на счёт 86;
- продажа активов и выполнение прочих операций – счёт 91, в конце года этот счёт закрывается на счёт 86.
В конце года НКО обязательно сдаёт две формы (касается и тех организаций, что коммерческую деятельность не ведут) – это бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то, как и прежде, она отчитывается о финансовых результатах.
Принятие решения о государственной регистрации ликвидации АНО
Ликвидацию АНО можно разделить на принудительную и на добровольную. Принудительная ликвидация АНО может произойти по постановлению суда: такое постановление суд может вынести, если Автономная некоммерческая организация осуществляла деятельность, не соответствующую ее уставным целям или, не исполнила требования надзорных или правоохранительных органов об устранении допущенных правонарушений. В случае, когда Автономной некоммерческой организации выносится более двух письменных предупреждений или представлений о необходимости устранить допущенные правонарушения, компетентные органы в праве обратиться в суд, с требованием о принудительной ликвидации АНО.
Решение о начале добровольной ликвидации Автономной некоммерческой организации принимает высший орган управления организации. Таким органом может являться ее учредитель или высший коллегиальный орган управления организацией в зависимости от структуры органов управления. От того, как составлялись документы при государственной регистрации АНО, будет зависеть, К чьей компетенции отнесено принятие решений о ликвидации организации, о назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационного баланса. Чтобы понять, кто принимает решение о ликвидации у Вас, необходимо ознакомится с уставом АНО в части исключительной компетенции высшего органа управления организацией.
Высший орган управления организацией или суд назначают ликвидатора (ликвидационную комиссию) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом №7 «О некоммерческих организациях» порядок и сроки ликвидации организации.
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
- Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
- После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
- В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
- Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
- Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
- Заказчик имеет право:
- Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
- Заказчик обязан:
- Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
- Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
- Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
- Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
- Исполнитель имеет право:
- Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
- Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
- неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
- если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
- Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
- В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
- При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
- Исполнитель обязан:
- Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
- Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
- Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
- В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
- Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
- Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
- Исполнитель соблюдает режим конфиденциальности всей информации, полученной от Заказчика в процессе оказания юридических услуг и уполномоченных им лиц, конфиденциальность личной информации Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
- Заказчик уведомлен и соглашается с тем, что он отправляет информацию по незащищенным каналам электронной связи компьютерной сети общего пользования, и Исполнитель не несет ответственность за сохранность информации, передаваемой по таким каналам электронной связи.
- Письменная консультация, письменные документы (заявления, письма, жалобы, претензии и иные по запросу Заказчика), подготовленные Исполнителем, высылаются Заказчику на электронный адрес, указанный им в Онлайн-заказе юридических услуг. Заказчик не вправе использовать полученные от Заказчика документы для распространения среди неограниченного круга лиц и публикации на интернет-ресурсах.
- Акцептируя настоящую Оферту, Заказчик выражает своё согласие Исполнителю обрабатывать свои персональные данные, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, место работы и должность, почтовый адрес, домашний, рабочий и мобильный телефоны, адрес электронной почты, иные сведения, предоставленные для оказания услуг, включая сбор систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, для проведения исследований, направленных на улучшение качества услуг Исполнителя, маркетинговых акций, стратегических исследований и для продвижения услуг Исполнителя путём прямых контактов с Заказчиком с помощью различных средств связи, включая, но не ограничиваясь: почтовую рассылку, электронную почту, информационную сеть Интернет. Заказчик выражает согласие Исполнителю на обработку своих персональных данных с помощью автоматизированных систем управления базами данных и иных программных средств. Заказчик не возражает против передачи Исполнителем своих персональных данных третьим лицам, если это необходимо для реализации настоящего Договора.
- Согласие Заказчика на сбор и обработку его персональных данных является бессрочным и может быть отозвано путём направления Исполнителю письменного заявления.
Этапы ликвидации некоммерческой организации
Москва, Сущевский вал 16, строение 4, офис 509, на обработку своих персональных данных, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , использование, распространение, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, в том числе с использованием средств автоматизации в целях анализа покупательского поведения и улучшения качества предоставляемых услуг, а также предоставления Субъекту персональных данных информации коммерческого, информационного и рекламного характера в том числе о специальных предложениях и акциях Компании через различные каналы связи, в том числе по почте, смс, электронной почте, телефону, если Субъект персональных данных изъявит желание на получение подобной информации соответствующими средствами связи. Компания предпринимает все разумные меры по защите полученных персональных данных Субъекта от уничтожения, искажения или разглашения. Помимо Компании, доступ к своим персональным данным имеют сами Субъекты; сотрудники Компании; лица, осуществляющие поддержку служб и сервисов Компании, в необходимом для осуществления такой поддержки объеме; иные лица, права и обязанности которых по доступу к соответствующей информации установлены законодательством РФ. Компания гарантирует соблюдение следующих прав Субъекта персональных данных: право на получение сведений о том, какие персональные данные Субъекта персональных данных хранятся у Компании; право на удаление, уточнение или исправление хранящихся у Компании персональных данных; иные права, установленные действующим законодательством РФ. Компания обязуется немедленно прекратить обработку персональных данных после получения соответствующего требования Субъекта персональных данных, оформленного в письменной форме, и направленного по адресу Компании, указанному выше. Согласие Субъекта персональных данных на обработку персональных данных действует бессрочно и может быть в любой момент отозвано Субъектом персональных данных путем письменного обращения в Компанию. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании. Принципы и условия обработки персональных данных 3.
Регистрация АНО в 2021 году
Во время заседания правления АНО по вопросам проведения ликвидации, составляется протокол, который будет передаваться в местное управление Министерства Юстиции.
Существуют законодательные нормы составления документа, которые необходимо учитывать. Документ должен быть заверен всеми учредителями.
Также документируется процесс голосования, на основании, которого принималось решение о ликвидации и составлении ликвидационной комиссии.
Также автономная некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда. В этом случае учредителям не требуется проводить все внутренние процессы подготовки.
Ликвидация происходит в момент постановления суда, на основании заявления уполномоченных органов, которые могут возбудить судебное разбирательство в случаях, предусмотренных действующим законодательством и потребовать ликвидировать АНО.
После того как решение вступает в силу, в управление организации о регистрации юридических лиц приходит копия решения суда, на основании которого происходит регистрация ликвидации и снятие с реестра юридического лица.
Законодательством предусматриваются нормативные нормы проведения ликвидации всех видов юридических лиц и предпринимателей, поэтому лучше всего получить квалифицированную помощь специалистов, которые помогут разобраться с нюансами именно в случае прекращения деятельности АНО.
Ликвидация юридического лица имеет специфические особенности, которые не присущи процедуре закрытия индивидуального предприятия или другой форме собственности. Ликвидация АНО не может осуществляться без согласия всех учредителей. Большую роль в этом случае отыгрывают взносы учредителей, которые предполагают исключительно имущественный характер. Учредители не могут сохранять право на имущество организации.
Стоит учитывать, что учредители АНО не несут ответственность за функционирование организации в обоюдном порядке. Наряду с данными правилами, можно сделать вывод о том, какие действия необходимо выполнить для проведения ликвидации АНО:
- Создание официального уведомления, сообщающего о том, что решение о ликвидации АНО было принято всеми учредителями.
- Формирование письменного сообщения о том, что в процессе собрания была создана специальная комиссия для ликвидации, и был выбран ликвидатор-управляющий.
- Официальные данные о ликвидаторе-управляющем, который будет контролировать процесс в дальнейшем.
- Создание письменного уведомления о составлении промежуточного баланса предприятия, который необходим для ликвидации АНО.
- Представление отчета о создании баланса ликвидационного.
Наряду с подачей сообщения в СМИ необходимо подготовить и подать на рассмотрение следующий пакет документов:
- Заявление о государственной регистрации АНО.
- Справка, сделанная на основе сведений из протокола АНО о начале ликвидации.
- Отчет о создании промежуточного баланса с официальной печатью того налогового органа, который осуществлял фискальный контроль над организацией.
- Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
- Подтверждение публикации в СМИ о ликвидации АНО.
В рамках правил некоторых территориальных фискальных органов могут действовать и другие правила. Например, для ликвидации АНО необходимо подать справку о том, что все печати организации были вовремя сданы в государственные органы.
- Альтернативная ликвидация ООО
- Ликвидация АО
- Ликвидация некоммерческого партнерства
- Ликвидация фонда
- Ликвидация ПАО
- Ликвидация филиала
- Ликвидация ассоциации
- Ликвидация организации
- Ликвидация банков
- Ликвидация индивидуального предпринимателя
- Приостановка деятельности ООО без ликвидации
- Ликвидация ООО
- Добровольная ликвидация ООО
- Принудительная ликвидация юридического лица
- Ликвидация производственного кооператива
- Ликвидация некоммерческих организаций
- Ликвидация ООО с долгами перед налоговой
- Ликвидация ТСЖ
- Ликвидация государственного учреждения
- Ликвидация ЗАО
- Ликвидация фирмы
- Ликвидация ОАО
- Ликвидация СНТ
- Ликвидация обособленного подразделения
- Ликвидация АНО
Закрытие автономных некоммерческих предприятий имеет много общего с действиями при ликвидации остальных типов юридических лиц. Вместе с тем, требование к четкому оформлению документов остается таким же. Наличие ошибок или мелких недочетов может спровоцировать затягивание процесса и повышение внимания со стороны государственных органов, которые осуществляют надзор за сменой юридического статуса предприятий. Ознакомиться с перечнем мероприятий, которые проводят предприятия АНО при ликвидации, можно в актуальной версии Гражданского Кодекса:
- Учредители оформляют свое решение о ликвидации некоммерческой организации. Именно с протокола начинается процесс подготовки документов для внесения изменений в реестр юридических лиц. На заседании автономной организации принимается ответственное решение, которое заверяется всеми участниками. В последующем протокол должен быть передан в Министерство юстиции. Документируется не только завершающий этап голосования, но и сам процесс голосования;
- На следующем этапе создается специальная комиссия, в ведении которой будет проверка финансово-хозяйственной деятельности, надзор за оформлением отчетных бухгалтерских документов. На этот же период назначается ликвидатор – независимый эксперт, который отвечает за сопровождение всего процесса;
- Руководитель проекта ликвидации инициирует обращение в средства массовой информации о намерении закрыть автономное некоммерческое предприятие. С момента официального опубликования проходит два месяца, в течение которых формируется список дебиторов и кредиторов. Намечается план истребования дебиторской задолженности и список очередности погашения имеющихся за АНО долгов;
- Главным бухгалтером юридического лица проводится проверка финансовых показателей, сводные данные служат для формирования промежуточного баланса;
- Имеющиеся активы предприятия используются для погашения кредиторской задолженности в порядке установленной очередности;
- По истечении двух месяцев с момента официального оповещения предпринимателей в средствах массовой информации, подается заявление в налоговую инспекцию. Пакет документов, который прикладывается к заявке, внимательно изучается инспекторами, принимается решение.
После того, как проведены все мероприятия, ликвидатор АНО получает соответствующее уведомление об исключении предприятия из единого государственного реестра.
Закрытие организации всегда сопровождается сбором целого пакета документов. Этому этапу процесса следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не желает попасть в неприятную ситуацию, связанную с затягиванием ликвидации. Стандартный перечень документов, которые должны быть отработаны безупречно. В налоговую инспекцию представляются:
- Оригинал свидетельства, подтверждающего факт государственной регистрации (ОГРН);
- Заявление, в котором предприятие выражает свое намерение прекратить существование;
- Завершающий баланс автономной некоммерческой организации. На отчете уже должна стоять отметка налогового органа, подтверждающая проверку финансово-хозяйственной деятельности;
- Квитанция или иной документ, который подтвердит уплату государственной пошлины;
- Справка об изъятии печати, принадлежавшей юридическому лицу или распоряжение о передаче печати;
- Подтверждения о полных расчетах с негосударственными фондами;
- Выписка из публикации о ликвидации предприятия;
- Реквизиты всех учредителей АНО и главного бухгалтера, паспортные данные, ИНН как физических лиц. Особенное внимание следует уделить смене участников в течение отчетного налогового периода;
- Копии устава организации и государственного реестра.
При наличии в штате квалифицированных сотрудников, таких как юрист и бухгалтер, процесс оформления документов при ликвидации АНО пройдет без затруднений. Однако при отсутствии таких работников нелишним будет обратиться в специализированные организации. Там не только предоставят опытного юриста, но и предоставят гарантию прохождения всех этапов добровольной ликвидации. Стоимость таких услуг обычно варьируется, составляет от 30000 рублей. Максимальная стоимость договора аутсорсинга может меняться в зависимости от объема работ и уровня фирмы. АНО с долгами надо будет готовить большую сумму.
Государственная пошлина за совершение официальной регистрации юридических лиц остается в разумных пределах. Так, в числе документов для снятия с учета квитанция об оплате 400 рублей. Именно столько понадобится для оплаты.
Смена владельцев общества — это не что иное, как «альтернативная ликвидация», при которой юрлицо остается в ЕГРЮЛ и де-юре продолжает деятельность, но учредители и руководитель компании освобождаются от всех связанных с ней обязательств.
Это заманчивый способ закрыть фирму-ООО без налоговой проверки, сравнительно быстро и просто. Но он осуществимый только при ряде условий.
Налоговый орган вправе принять официальное решение о ликвидации ООО, если деятельность не велась при наличии одновременно двух условий:
- полное отсутствие операций по счету (счетам) компании в течение календарного года;
- юридическое лицо вообще не сдает отчетность в ФНС, ПФР и другие контролирующие органы.
За несдачу отчетности к материально ответственным лицам применяются штрафные санкции, так что закрытия нулевой фирмы решением ИФНС рекомендуется избежать.
Важно: ООО, закрытое по решению налоговиков, не исключается из ЕГРЮЛ, а переводится в разряд неактивных юридических лиц.
Кроме упомянутой выше стоимости активов ниже уставного капитала по окончании года, основания для ликвидации компании-ООО вердиктом суда следующие:
- несоблюдение норм п. 1 ст. 51 и п. 1 ст. 52 федзакона о наркотических средствах № 474-ФЗ;
- численность участников ООО превысила 50 лиц, но общество не прошло реорганизацию в АО либо производственный кооператив в течение года.
Если последствия иных нарушений устранены или они были малозначительными, суд не может закрыть предприятие.
Добровольное закрытие нулевого ООО — на основании решения, принятого общим собранием участников общества — показано, если:
- отсутствуют признаки банкротства и основания для ликвидации решением суда либо ИФНС;
- предприятие отвечает вышеперечисленным критериям;
- владельцам и материально ответственным лицам не страшна налоговая проверка.
Бояться практически нечего, если происходит закрытие ООО при отсутствии деятельности последние 3 года, компания не меняла в этот период главного бухгалтера, не имела долгов по налоговым платежам, у нее в полном порядке баланс, акт инвентаризации активов и заключение аудитора.
Налоговая отчётность НКО
С 2023 года единый налоговый счёт стал обязательным. Теперь он открывается автоматически для каждого лица, зарегистрированного в ФНС. В связи с этим сроки представления налоговой отчётности и погашения налогов стали едиными. Все суммы, подлежащие уплате конкретным лицом, зачисляются на его ЕНС. Плательщику нужно оформить одну платёжку на сумму, достаточную для погашения всех своих налогов, а инспекторы службы в дальнейшем распределят уплаченные средства, опираясь на ранее полученную отчётность.
Все НКО, независимо от формы и налогового режима, обязаны ежеквартально сдавать отчётность по форме 6-НДФЛ (налог на доходы физических лиц), если в штате есть официально трудоустроенные работники. Расчёт происходит на основании сумм НДФЛ, удержанных налоговым агентом за первый квартал, полугодие и девять месяцев. Справка 2-НДФЛ подаётся в составе 6-НДФЛ, но не ежеквартально, а один раз за год.
Далее состав налоговой отчётности НКО будет зависеть от формы некоммерческой организации и налогового режима, который она использует.
Документы для ликвидации АНО
Закрытие организации всегда сопровождается сбором целого пакета документов. Этому этапу процесса следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не желает попасть в неприятную ситуацию, связанную с затягиванием ликвидации. Стандартный перечень документов, которые должны быть отработаны безупречно. В налоговую инспекцию представляются:
- Оригинал свидетельства, подтверждающего факт государственной регистрации (ОГРН);
- Заявление, в котором предприятие выражает свое намерение прекратить существование;
- Завершающий баланс автономной некоммерческой организации. На отчете уже должна стоять отметка налогового органа, подтверждающая проверку финансово-хозяйственной деятельности;
- Квитанция или иной документ, который подтвердит уплату государственной пошлины;
- Справка об изъятии печати, принадлежавшей юридическому лицу или распоряжение о передаче печати;
- Подтверждения о полных расчетах с негосударственными фондами;
- Выписка из публикации о ликвидации предприятия;
- Реквизиты всех учредителей АНО и главного бухгалтера, паспортные данные, ИНН как физических лиц. Особенное внимание следует уделить смене участников в течение отчетного налогового периода;
- Копии устава организации и государственного реестра.
Бухгалтерский учёт и налогообложение некоммерческих организаций в 2022 г
После того, как налоговая инспекция получила весь необходимый пакет для закрытия АНО, она в течение 5 рабочих дней должна внести изменения в ЕГРЮЛ. А в течение следующего рабочего дня подготовить справку для УФРС по СК, которая выдается заявителю в качестве подтверждения, что организация полностью прекратила свою деятельность. В следующие три дня справка передается ответственному лицу, стоявшему за регистрацией процесса ликвидации.
Важно!!! Указанные выше сроки не регулируются только в том случае, если прекращение деятельности некоммерческой организации инициализировано в судебном порядке. При таком раскладе внесение изменений в ЕГРЮЛ производится после полного прекращения судебного процесса.
Вопрос №1 Когда можно считать, что процесс закрытие АНО начался?
Ответ: Начало процесса закрытия АНО можно считать начатым тогда, когда в СМИ официально опубликовано объявление о закрытии организации.
Вопрос № 2 Каким документом фиксируется собрание учредителей, на котором они приняли решение о закрытии АНО?
Ответ: Решение учредителей о закрытии АНО должно быть зафиксировано протокол, который подписывают все участники собрания.
Вопрос №3 Через какое время необходимо предоставить заявление в налоговую инспекцию о закрытии АНО?
Ответ: Заявление о закрытии АНО в налоговую инспекцию предоставляется через два месяца после того, как было опубликовано объявление в СМИ о закрытии организации.
- Решение о ликвидации АНО принимают учредители.
Протокол общего собрания (решение единственного учредителя) о ликвидации АНО должен содержать решение по следующим вопросам:
- о ликвидации некоммерческой организации
- о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии (вместе с тем, решение о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора может быть принято отдельно)
- об определении порядка и сроков ликвидации (срок ликвидации не может превышать 1 год).
В каких случаях назначается ликвидатор, а когда ликвидационная комиссия?
- По общему правилу учредители НКО сами решают, кто будет заниматься процессом ликвидации юрлица: ликвидатор или ликвидационная комиссия.
- Однако, если в составе учредителей есть РФ, субъект или муниципальное образование, то назначать можно только ликвидационную комиссию, в состав которой обязательно включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.
Ликвидатором или членом ликвидационной комиссии может быть любое физическое лицо. При этом учредители АНО могут сменить ликвидатора или состав комиссии, приняв соответствующее решение. О принятом решении об избрании нового ликвидатора (состава ликвидационной комиссии) вносятся изменения в ЕГРЮЛ.
Рекомендуем при принятии решения о ликвидации и определении срока исходить из объема имущества и обязательств АНО. Если вы не успеете ликвидировать некоммерческую организацию в течение года, то продлить данный срок можно только в судебном порядке и не более чем на 6 месяцев. Если АНО в течение установленного срока не будет ликвидирована, то принять повторно решение о ликвидации можно только через полгода после внесения записи в ЕГРЮЛ об истечении срока ликвидации АНО. При этом, если вы хотите ликвидировать некоммерческую организацию быстрее, то необходимо ориентироваться на срок не менее 3 месяцев, так как примерно такой срок занимают все формальные процедуры при ликвидации.
Что делать, если срок для добровольной ликвидации АНО истекает, а процедура еще не завершена?
Обратитесь в арбитражный суд по месту нахождения АНО с заявлением о продлении срока ликвидации. При этом учтите, что нормативный порядок рассмотрения таких вопросов судом не установлен.Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций в 2022 году
Если вы работаете в некоммерческой организации или являетесь её руководителем, предлагаем вам 17 февраля 2022 года посетить семинар «НКО в 2022 году: сдаём годовой отчёт, анализируем изменения законодательства, разбираем горячие вопросы с экспертом»
В рамках которого будут рассмотрены такие темы, как:
- бухгалтерский отчёт в НКО;
- бухгалтерская отчётность за 2022 году;
- письма Минфина по НКО, практика арбитражных споров;
- налогообложение НКО.
Участники семинара смогут задать все интересующие их вопросы ведущему эксперту по бюджетному учёту и НКО Баханьковой Екатерине Рудольфовне. Екатерина Рудольфовна является действующим членом экспертного совета при ИПБР, преподавателем и научным сотрудником Центра современных образовательных технологий Института повышения квалификации Российской академии госслужбы. Кроме того, Екатерина Рудольфовна также работает аудитором, является директором департамента учёта и налогообложения НКО.
Также можно получить 30 академических часов обучения и пройти семинар по программе 1С:Бухгалтерия.
Бухгалтерскую отчётность в 2022 году НКО сдаёт по иной схеме, так как появились изменения. НКО могут сдавать отчётность по УСН или привычным образом. Изменились правила внесения организаций в реестр, правила предоставления отчётности, обновились бланки.
-
АНО — унитарная организация. Это значит, что учредители такого юрлица не становятся его участниками. В нем нет членства.
-
АНО создается на основе имущественных взносов учредителей. Имущество, которое передается учредителями в качестве вклада, становится собственностью АНО и не подлежит возврату учредителям.
-
АНО — некоммерческая организация. Она создается для оказания услуг в сфере науки, спорта, искусства и т. п. Однако это не мешает организации дополнительно осуществлять предпринимательскую деятельность. Главное, чтобы бизнес-направление не стало основным и не противоречило целям, ради которых создавалась данная организация.
Не все юрлица создаются с целью «заработать». Регистрация организации может быть направлена на улучшение жизни человека, помощь обществу. Ведь государство не может самостоятельно справиться со всеми проблемами. Для таких задач и подходит учреждение АНО.
Как было отмечено, АНО оказывают услуги в различных социальных сферах. Потому цели ее создания могут быть связаны с решением социальных проблем в разных областях жизни:
-
здравоохранение;
-
воспитание и образование;
-
помощь детям-сиротам;
-
помощь бездомным;
-
трудоустройство в целом или отдельных групп населения (молодежи, начинающих специалистов, пожилых людей, людей предпенсионного возраста);
-
борьба с вредными привычками и зависимостями;
-
материальное неблагополучие и др.
Также АНО создаются, чтобы внести вклад в развитие какого-то важного социального направления: культура, наука, спорт, искусство и т. д.
Как и любая НКО автономная некоммерческая организация создается с помощью процедуры регистрации в ФНС. При этом, заявитель не обращается напрямую в орган регистрации, а действует через Минюст. Именно органы юстиции осуществляют контроль за деятельностью НКО в России.
Другими словами, для регистрации АНО учредители передают все документы в территориальные органы Минюста. Минюст их проверяет и только потом самостоятельно направляет в ФНС.
Рассмотрим процедуру создания АНО детально.
Как правило, когда учредители определились с организационно-правовой формой создаваемого юрлица, они уже точно знают, зачем регистрируют корганизацию и какие виды деятельности будут осуществлять. Но этого недостаточно для проверяющих органов. Учредителям необходимо:
-
правильно сформулировать конкретные цели, которые будут прописаны в учредительном документе АНО;
-
соотнести направления работы с классификатором видов деятельности ОКВЭД (эти коды нужно будет писать в заявлении на регистрацию, в налоговых декларациях и др.).
-
Правила формулирования целей
-
Цель не должна быть абстрактной и размытой. Не стоит использовать словосочетания «иные цели», «другие цели» и т. п.
-
Слишком узко формулировать цели также не стоит, если в будущем существует вероятность расширения спектра деятельности. Например, «помощь мигрантам» и «помощь мигрантам из Таджикистана» — это две разные цели, и вторая необоснованно ограничивает рамки деятельности организации.
-
Можно выбрать несколько связанных целей, лишь бы они не противоречили друг другу. Нельзя выбрать несколько целей, если они не связаны, например, «помощь бездомным» и «сохранение памятников архитектуры. В таком случае Минюст с большой степенью вероятности попросит создать две разные АНО.
После определения целей и видов деятельности нужно зафиксировать их в уставе АНО. Устав — это учредительный документ организации, в котором помимо целей и направлений деятельности отражаются:
-
основные реквизиты АНО;
-
способы формирования имущества;
-
информация об органах управления организации и их компетенции;
-
сведения о правах и обязанностях участников;
-
иная важная информация о структуре и функционировании АНО.
Устав утверждается решением учредителей на общем собрании. В этом же документе формулируется волеизъявление участников на создание АНО.
Юр. адрес — важный реквизит любого российского юрлица. Он определяет место, куда контрагенты и органы власти должны направлять организации юридически значимые сообщения. Согласно положениям ГК РФ, юридический адрес — адрес для связи с единоличным исполнительным органом организации (директором, руководителем или др.).
-
Юр. адрес не обязательно должен совпадать с адресом фактического осуществления деятельности. В качестве юр. адреса можно указать даже жилую квартиру директора или любого из учредителей.
-
При этом юридический адрес должен быть достоверным. Это значит, что он:
-
не массовый;
-
реально существует;
-
не расположен в разрушенном или недостроенном объекте;
-
используется с согласия собственника помещения (согласие подтверждается гарантийным письмом).
-
Учредителям необходимо подготовить для регистрации АНО следующий комплект документов.
-
Заполнить заявление по установленной форме Р11001 (в зависимости от способа подачи документов может потребоваться нотариальное удостоверение подписи на заявлении).
-
Заплатить пошлину 4 000 руб. и сформировать платежный документ, который подтверждает оплату публичной услуги.
-
Подготовить 3 экземпляра устава.
-
Подготовить 2 экземпляра решения учредителей о создании АНО.
-
Запросить у владельца помещения, адрес которого будет использован в качестве юридического, гарантийное письмо.
-
Оформить нотариальную доверенность на представителя (если учредители организации решили воспользоваться услугами представителей для регистрации АНО).
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
-
Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации.
Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.
-
Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.
-
Общественная или религиозная организация.
Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
-
Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов.
Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей.
Финансирование: взносы членов объединений.
-
Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции.
Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.
Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.
Декларацию 6-НДФЛ и налог на имущество в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.
Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги
Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:
- Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
- В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
- Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
- Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.
Особенности ликвидации отдельных видов НКО
Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:
- Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
- нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
- невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
- осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
- Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
- ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
- непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
- несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.
Похожие записи: