Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.
Ответственность налогового агента за неисполнение обязанностей
Если налоговый агент не исполняет свои обязанности, он рискует попасть под административную или уголовную ответственность. Административная ответственность подразумевает штрафы за небольшие нарушения.
Например, ст. 126.1 гл. 16 НК РФ предусматривает штраф в 500 рублей за предоставление документов, содержащих недостоверную информацию. За несоблюдение сроков удержания и перечисления НДФЛ может быть наложен штраф в 20% от неперечисленной суммы.
За нарушения в крупном и особо крупном размере, когда налоговый агент причинил материальный вред государству более чем на 5 млн рублей, полагается уголовная ответственность. Хотя законодатель здесь предусмотрел возможность не прибегать к столь жестким мерам, если виновник покроет весь ущерб и оплатит все налоги, пени и штрафы.
Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента
Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.
Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.
В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.
Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.
С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:
1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;
2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.
Агентские обязанности НА
Правовой статус агентирования — процессуальный, правовое положение налоговых агентов производно от статуса налогоплательщика. Возникает он только в процессе взимания налогов и при наличии налогоплательщика. Исходя из правового статуса выделяют ключевые обязанности НА, перечисленные в пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ:
- верно и своевременно рассчитывать средства к удержанию;
- удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику;
- перечислять агентируемый налог на счет Казначейства в бюджет РФ назначенного уровня.
Затем в ст. 24 НК приводятся производные (дополнительные) обязанности, обеспечивающие реализацию основных:
- предоставлять в ФНС информацию об отсутствии возможности удержания (письменно, по месту проведения начисления) с указанием суммы задолженности налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК);
- проводить учет доходов (начисленных и выплаченных), налогов (исчисленных, удержанных и перечисленных), в том числе в разрезе отдельного субъекта налогообложения (пп. 3 п. 3 ст. 24 НК);
- по требованию ИФНС подготовить и представить документацию для контроля — проверки правильности исчисления, удержания и перечисления налогов — пп. 4 п. 3 ст. 24;
- соблюдать архивирование и сохранность документальных форм в течение 5 лет — пп. 5 п. 3 ст. 24 НК.
Обязанности, возложенные Налоговым кодексом, организации-агенты исполняют безвозмездно — письмо Минфина от 01.02.2011 № 03-02-07/1-31.
Некоторые особенности обязанностей налогового агента
Статья 57 Конституции РФ, в соответствии с которой законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, получила свое дальнейшее развитие в части первой НК РФ и в отношении налоговых агентов. Согласно п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. К налоговым агентам, которые на основании ст.9 НК РФ являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, соответствующие положения ст.123 могут применяться только в отношении налоговых правонарушений, допущенных ими после 31 декабря 1998 г.
Налоговые агенты: их права и обязанности
Налоговый агент уплачивает налоги за других лиц, а не за себя, при этом он имеет ровно те же права, которыми наделен налогоплательщик, если налоговое законодательство не предусматривает иное (ст. 24 НК РФ).
Права налоговых агентов обеспечиваются в соответствии со ст. 21 и 22 НК РФ, согласно которым они, в частности, могут:
- получать в ИФНС информацию о налогах, сборах, актуальных нормативных актах о налогообложении, отчетные формы по налогам и т.п., а от Минфина РФ и региональных органов — разъяснения по возникающим вопросам применения налогового законодательства,
- пользоваться налоговыми льготами при их наличии,
- получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, если на то имеются основания,
- своевременно получать зачет/возврат переплат по налогам (пеням, штрафам),
- проводить сверку с налоговыми органами, получать акты сверки с ИФНС,
- представлять в ИФНС пояснения по начисленным/уплаченным налогам, а равно по актам налоговых проверок,
- лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов проверки и решений налоговиков, налоговые требования и уведомления,
- не выполнять неправомерные требования налоговиков, а также обжаловать акты ИФНС.
Главные обязанности, возложенные на налоговых агентов НК РФ — правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент обязан (ст. 24 НК РФ):
- письменно сообщить в ИФНС о сумме налоговой задолженности налогоплательщика, которую невозможно с него удержать — сделать это необходимо в месячный срок,
- вести по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных ему доходов, удержанных с него налогов,
- представлять налоговикам документы, позволяющие контролировать правильность исчисления налогов,
- минимум 4 года хранить документы, требующиеся для начисления, удержания, перечисления налогов.
Приведенный перечень не исчерпывающий, поскольку всех, кто является налоговым агентом, касаются и иные требования, предусмотренные налоговым законодательством: обязанности налоговых агентов по отчетности НДС предусмотрены п. 5 ст. 174 НК РФ, особенности удержания агентами НДФЛ – ст. 226 НК РФ и т.д.
Может ли работник подать заявление о получении вычетов в электронной форме, например, заполнить заявку и направить ее по внутренней локальной сети организации?
Стандартные, социальные, имущественные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика.
В НК РФ прямо указано на необходимость предоставления письменного заявления на получение стандартных, социальных, имущественных вычетов (письмо Минфина от 03.05.2017 № 03-04-06/27013). Налоговый орган в ходе налоговых проверок вправе запросить у налогового агента копию соответствующего заявления работника. Налоговый агент без заявления работника или при наличии заявления, направленного в электронной форме, вправе не предоставлять вычет.
Однако основанием для вычета является не заявление. Представленные работником документы, подтверждающие право на вычет, и тем самым, свидетельствующие о его желании получить указанный вычет, — достаточное основание для предоставления налоговым агентом вычета.
В этой связи расчет налоговой базы по НДФЛ с использованием вычета, в том случае, если работник представил уведомление налогового органа, подтверждающее право на вычет, при отсутствии собственно отдельного заявления или несоблюдении формы его составления, не должен повлечь за собой негативные последствия для налогового агента.
Также отсутствуют основания для привлечения налогового агента к ответственности в виде штрафа за неисполнение требования о представлении копии заявления по той причине, что у него просто нет такого документа, поскольку он не составлен работником.
Порядок исчисления налогов
Статьей 52 Налогового кодекса установлен единый порядок того, как должны исчисляться налоги для налогоплательщиков и налоговых агентов. Порядок уплаты налогов налоговым агентом отличается от исчисления налога налоговым органом. Налоговыми органами налог исчисляется в соответствии со специальными правилами, которые предусмотрены во 2 пункте 52 статьи Налогового кодекса. Исходя из этого налоговым агентом налоги исчисляются в порядке, который предусмотрен для налогоплательщиков, при учете особенностей, установленных в нормах второй части Налогового кодекса РФ.
В соответствии с итогами отчетного или налогового периода налоговыми агентами должна быть исчислена сумма налога, что означает исчисление налоговой базы в соответствии с данными бухгалтерского и налогового учета; определение налоговой ставки, которая подлежит применению; применение налоговых льгот; определение суммы налога, которая в дальнейшем будет удержана у налогоплательщика и перечислению в бюджет.
Следующим элементом налоговых обязанностей налоговых агентов является удержание налогов, которая является уменьшением источником выплаты доходов, которые причитаются налогоплательщику, на величину сумм, которые должны быть перечислены в бюджет.
В отличие от исчисления налога, выражающегося в активном действие налоговых агентов, удержание является неправомерным бездействием, воздержанием от совершения действий по выплате налогоплательщикам исчисленных налогов.
Когда удерживается налог налоговыми агентами, происходит уменьшение выплачиваемых налогоплательщику доходов на величину, соответствующую исчисленным налогам. Денежные средства, которые ему выплачиваются являются материальной выгодой и становятся собственностью налогоплательщика или указанного им лиц. В данном случае с момента, когда налог удерживается налоговыми агентами, обязанность налогоплательщиков по уплате суммы может считаться исполненной. Наоборот, если налог, которые подлежит перечислению и удержанию в бюджет налоговыми агентами, не исчисляется и не удерживается, , обязанности налогоплательщиков, связанные с уплатой налогов считаются неисполненными, другими словами он – должник перед бюджетом.
Удержание налоговым агентом налога не влечет смену собственника денежных средств.
Перечисление налогов налоговыми агентами осуществляется по правилам, установленным 4 пункте 24 статьи и статьях 45 и 58 Налогового кодекса Российской Федерации.
В большинстве случаев налоговые агенты – это налогоплательщики, которые обязаны уплачивать налоги, установленные для них.
К примеру, предприятием удерживаются со своих сотрудников налоги на доход физического лица и одновременно уплачиваются взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации как налогоплательщиком. У налоговых агентов имеются одинаковые права с теми, кто выплачивает налоги. Как следствие, правовой статус налоговых агентов обладает двойственной природой. С одной стороны налоговые агенты могут вступать во взаимоотношения с налогоплательщиками как представители налогового органа, при этом не используя государственно-властные полномочия. С другой стороны налоговые агенты – это участники финансово-хозяйственного оборота, что влечет за собой возможность возникновения объектов налогообложения и дает им статус налогоплательщиков.
Понятие налогового агента
Как следует из статьи двадцать четвертой Налогового Кодекса РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств) и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговыми агентами это лица, на которые возложены определенные права и обязанности как на участников налоговых правоотношений. Такими лицами могут быть как юридические, так и физические лица. При этом физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) в настоящее время выступают в качестве налоговых агентов по удержанию подоходного налога с сумм, выплачиваемых ими гражданам, привлекаемым для выполнения каких-либо работ по трудовым или гражданско-правовым договорам. Основанием для заключения таких договоров являются как Гражданский кодекс РФ, так и Кодекс законов о труде РФ, поскольку в соответствии со ст.15 последнего в качестве работодателей могут выступать не только организации, но и физические лица.
Не следует путать налоговых агентов со сборщиками налогов. Статус сборщика налогов (ст.25 НК РФ) предусматривает обязанность перечислять (но не исчислять и удерживать) по поручению налогоплательщика или налогового агента суммы налоговых платежей (это, например, банки, отделения связи и т. п.).
Как уже говорилось, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Однако следует обратить внимание на то, что в ряде статей НК РФ конкретно оговаривается, применяется ли данная статья к налоговым агентам.
В налоговом кодексе, в частности в статье двадцать четвертой имеется более точное понятие о признаках налоговых агентов.
Таким образом, налоговые агенты выступают, с одной стороны, как обязанные лица, наделенные статусом, аналогичным статусу налогоплательщиков (по отношению к налоговым органам), а с другой стороны, как представители налоговых органов, но не наделенные правами этих органов (по отношению к налогоплательщикам).
Налоговые агенты, в большинстве случаев, это лица, которые выплачивают другим субъектам доходы: работодателям; банкам, которые занимаются выплатой доходов физическим лицам; российским организациям, которые осуществляют выплаты иностранным физическим и юридическим лицам; депозитариям, которые ведут учет прав по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, при осуществлении выплат доходов физическим лицам.
Институт налоговых агентов обуславливается тем, что государству необходимо осуществлять текущий финансовый контроль за тем, как осуществляют свою деятельность налогоплательщики. У налоговых органов нет ресурсов на оперативный и постоянный контроль финансово-хозяйственной деятельности тем, кто платит налоги и сборы, по этой причине лица, которые являются источником доходы, получают права и обязанности налоговых агентов.
Налоговым агентом (НА) могут быть признаны не только российские организации, но и индивидуальные предприниматели, представители частных практик (детективы, нотариусы, юристы), а также обычные граждане.
Действующий правовой статус налоговых агентов закреплен в статье 24 НК РФ . Так, НА в России можно стать только по трем видам налоговых обязательств:
- НДФЛ. Работодатель выступает в роли НА для своих сотрудников. То есть при начислении заработной платы и других вознаграждений за труд наниматель обязан удержать НДФЛ.
- НДС. Стать НА по налогу на добавленную стоимость может субъект, который не имеет никакого отношения к данному виду фискальных обязательств. Операции, при которых экономический субъект становится НА по НДС, поименованы в ст. , и НК РФ. К примеру, компания, применяющая УСН (освобождена от уплаты НДС), арендует или приобретает государственное и(или) муниципальное имущество. В таком случае компания автоматически становится НА.
- Налог на прибыль. Фирма становится НА в том случае, если производит начисление и выплаты дивидендов своим учредителям — юридическим лицам. Также ими становятся компании, которые выплачивают доходы от размещения ценных государственных (муниципальных) бумаг. Либо НА становятся компании, выплачивающие доходы иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в России.
Следовательно, НА платят налоги и сборы в бюджет с чужих доходов. В то время как налогоплательщики исчисляют фискальные платежи непосредственно со своих средств или доходов.
Обязанности субъектов
Налогоплательщики и налоговые агенты по общему правилу должны:
- Осуществлять отчисление установленных законом сумм в бюджет.
- Встать на учет в контрольной службе.
- Вести отчетность по доходам и расходам, а также по объектам обложения в установленном порядке.
- Представлять в налоговую инспекцию декларации.
- Направлять в контрольный орган и его должностным лицам документы, которые необходимы для исчисления и последующей выплаты обязательных сборов.
- Представлять книгу учета расходов и доходов. Данная обязанность вменяется индивидуальным предпринимателям, частнопрактикующим нотариусам, адвокатам, учредившим кабинеты.
- Направлять в контрольный орган финансовую (бухгалтерскую) годовую отчетность не позже трех месяцев с окончания периода. Данная обязанность не возлагается только на те организации, которые, в соответствии с ФЗ № 402, освобождены от необходимости вести учет или являются религиозными объединениями, у которых за определенный срок не возникло объекта обложения.
- Исполнять требования контрольных органов об устранении выявленных нарушений законодательства, не препятствовать правомерной деятельности служащих.
- Обеспечивать сохранность сведений налогового и бухгалтерского учетов, прочих документов, требуемых для начисления и уплаты установленных сборов, в течение 4 лет. К ним в том числе, относятся данные, подтверждающие осуществление расходов и получение доходов.
- Исполнять другие обязанности, предусмотренные в НК.
Особенности правового положения налоговых агентов
Налоговым кодексом обозначено назначение деятельности налоговых агентов, прописаны их права и обязанности. Перечень прав налоговых агентов идентичен комплексу государственных гарантий, предоставляемых всем категориям налогоплательщиков. Спектр обязанностей приведен в п. 3 ст. 24 НК РФ:
- организовать учет доходных начислений в пользу налогоплательщиков;
- обеспечить достоверность и полноту учетных данных по доходным операциям налогоплательщика, суммам налоговых удержаний из них и произведенных платежах в бюджет;
- обязанности налоговых агентов выполняет работодатель по отношению к наемному персоналу, если у него нет возможности произвести удержание НДФЛ с заработка отдельного физического лица, налоговики должны быть своевременно уведомлены об этом (такая ситуация возможна при выплате дохода в натуральной форме);
- уведомлять налоговый орган о произведенных начислениях по доходам в пользу налогоплательщиков, удержанных суммах подоходного налога, фактически перечисленных средствах.
Данные о налоговых удержаниях должны храниться субъектом хозяйствования не менее 4 лет. Правовой статус налогового агента не позволяет ему на свое усмотрение регулировать размеры производимых удержаний или изменять порядок взаимодействия с бюджетными структурами. Законодательством гарантирована возможность получения агентами административной поддержки от государства, при необходимости – судебной защиты.
В НК РФ в статьях 21-22 обозначены основные права налоговых агентов:
- получение достоверных и актуальных сведений о порядке налогообложения от сотрудников ФНС;
- применять предусмотренные законодательством льготы и вычеты;
- оформлять инвестиционный кредит при наличии оснований;
- производить сверку расчетов с контролирующими органами с возможностью последующего зачета или возврата обязательств;
- представлять в налоговую инспекцию пояснения по отчетности.
Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента
Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.
Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.
Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.
В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.
Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.
С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:
1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;
2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.
Налоговые агенты — это также участники налоговых правоотношений, наряду с налогоплательщиками и налоговыми органами. Положения о правовом статусе, правах и обязанностях налогового агента можно найти как в общей части НК РФ (общие нормы), так и в особенной (2) части НК РФ.
Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны:
Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему России;
Письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ;
Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
Иные обязанности, предусмотренные НК РФ (п. 3 ст. 24 НК РФ).
Исполнение обязанностей налогового агента подкреплено существованием отдельной налоговой ответственности для налоговых агентов (ст. 123 НК РФ).
Мы рассмотрели общие моменты, теперь посмотрим на то, когда хозяйствующие субъекты выступают в роли налоговых агентов.
Часть 2 НК РФ
НДС. 1) Налоговыми агентами являются организации и ИП (состоящие на учете в налоговых органах на территории России), которые приобретают на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах на территории России. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).
2) Если органы государственной власти и управления РФ, органы местного самоуправления сдают в аренду федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, то налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Они должны исполнить те же самые обязанности. При этом налоговая база по НДС в этом случае рассчитывается как сумма арендной платы с учетом налога. Такие же обязанности возникают у покупателей казенного (государственного) имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ). Правда, следует оговориться, что не являются налоговыми агентами физические лица, не являющиеся ИП.
3) Если организации или ИП покупают у иностранных лиц (не состоящих на учете в налоговых органах на территории России) товары (работы, услуги) на основании посреднических отношений, такие организации или ИП также являются налоговыми агентами (п. 5 ст. 161 НК РФ);
4) Другие случаи, например, реализация конфискованного имущества, бесхозяйного имущества, кладов и т.п. Налоговыми агентами выступают организации, ИП и органы, уполномоченные реализовывать такое имущество (п. 4 ст. 161 НК РФ).
Налог на доходы физических лиц
Российские организации, ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в случае выплат дохода физическим лицам (п. 1 ст. 226 НК РФ). По каким доходам должны отчитываться сами налогоплательщики (перечень налогоплательщиков), а не налоговые агенты, сказано в п. 2 ст. 226 НК РФ. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Если речь идет о доходе в натуральном виде (не денежном), то налог удерживается за счет любых денежных доходов, выплачиваемых в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Если удержать налог не получается, налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ). Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
У налоговых агентов есть обязанность отчитываться перед налоговыми органами по суммам доходов, исчисленным, уплаченным налогам. Речь идет об обязанности представлять справки 2-НДФЛ, расчеты по исчисленным (уплаченным) налогам по форме 6-НДФЛ. См. Приказ ФНС России от 30.10.2015 г. № ММВ-7-11/485@ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме» (2-НДФЛ) и Приказ ФНС России от 14.10.2015 г. № ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок ее заполнения и представления».
Ответственность налоговых агентов
Если налоговый агент не исполняет или выполняет ненадлежащим образом свои обязанности, то согласно п.5 ст.24 НК РФ он несет налоговую или уголовную ответственность. За не перечисленные в установленный срок налоги с налогового агента может быть взыскан штраф – 20% от спорной суммы.
Меры ответственности, применяемые к налоговым агентам, содержатся в письме ФНС РФ №ГД-4-11/14515 от 9 августа 2016 г. Письмо посвящено вопросам по НДФЛ. В документе указаны документы и сроки их предоставления в налоговый орган, а также меры ответственности за несвоевременное предоставление данных или за их недостоверность. Например, штраф в соответствии со ст.126 НК РФ.
Если налоговый агент не исполняет свои обязанности в личных интересах, то он привлекается к уголовной ответственности. Речь идет о случаях, когда спорная сумма составляет 15 млн рублей за 3 финансовых года подряд (крупный размер) или 45 млн рублей за такой же период (особо крупный размер).
По ст.199.1 УК РФ к налоговому агенту могут быть применены такие меры наказания, как штраф до 500 000 рублей или в размере дохода за пятилетний период, принудительные работы, арест на полгода и др. Как правило, такие меры ответственности применяются к руководителям организаций, не исполнивших своих обязанностей как налоговых агентов.
Права и обязанности налогового агента по НДФЛ
По общему правилу налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговый агент по НДФЛ обязан (п. 3 ст. 24, ст. 226, п. п. 1, 2, 3 ст. 230 НК РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из доходов налогоплательщиков и перечислять налог в бюджет;
- сообщать налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать НДФЛ, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в срок не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, налог с которого не удержан (сообщение подается в виде справки в составе расчета 6-НДФЛ);
- выдавать справку о доходах и суммах налога физлицам, получившим от налогового агента доход, если они обратились с заявлением о ее выдаче;
- вести учет доходов, начисленных и выплаченных физлицам в календарном году, предоставленных им налоговых вычетов, сумм, уменьшающих налоговую базу; исчисленного, удержанного и перечисленного с таких доходов НДФЛ в самостоятельно разработанных формах регистров налогового учета, в том числе по каждому налогоплательщику;
- в установленные сроки представлять в налоговый орган по месту своего учета отчетность по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ за I квартал, полугодие, 9 месяцев, год и сведения о доходах физлиц и суммах исчисленного, удержанного и уплаченного НДФЛ по итогам года по каждому физлицу в виде справки о доходах и суммах налога в составе расчета 6-НДФЛ);
- представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления НДФЛ;
- в течение 5 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления НДФЛ;
- нести другие обязанности, предусмотренные НК РФ.