Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли оставить ребенка на второй год в первом классе без согласия родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В каких случаях оставляют на второй год — Выражение «остаться на второй год» — это разговорный оборот, который был распространён в советское время. В действующем закона об образовании эта процедура называется «повторное обучение». Повторное изучение программы того или иного класса возможно, если образовалась академическая задолженность по одному или нескольким предметам и только с согласия родителей.
Можно ли оспорить решение школы?
Можно оспорить неаттестацию, но право и обязанность школы принять меры к неаттестованным ученикам оспорить нельзя.
Если школа считает, что ребенок не справляется с программой в силу своих низких академических способностей, вам выдадут направление на ЦПМПК. Это комиссия, которая выявляет особые потребности в образовательных условиях. Ребенку будет необходимо пройти обследования у специалистов. В результате вы получите индивидуальную программу развития, которую школа обязана выполнять.
В ИПР могут быть перечислены требования по инклюзии, специальной образовательной программе, особым условиям, если у ребенка будут выявлены ограниченные возможности здоровья, как физического, так и ментального.
В каком возрасте можно оставить ребенка с бабушкой?
Анализируем ситуацию — Безусловно, каждый ребенок индивидуален: кто-то до трех-четырех лет не может провести и часа без мамы, а кто-то уже с шести месяцев вполне неплохо чувствует себя в компании других взрослых. Даже среди специалистов в области детской психологии не существует единого мнения о том, в каком возрасте относительно долгая разлука с родителями может быть безопасной для малыша.
- Поэтому для того, чтобы понять, не будет ли такая разлука слишком сильным ударом для неокрепшей детской психики, психолог Клинического госпиталя на Яузе Ольга Кузнецова советует принять во внимание несколько основных факторов.
- Важный вопрос — прекращено ли грудное вскармливание.
- «Считается, что разлука с ребенком, которого перестали кормить грудью меньше двух месяцев назад, может негативно сказаться на его эмоциональном состоянии: одновременный отъезд мамы и отлучение от груди — слишком серьезная перемена для малыша.
Эти два события могут переплестись в сознании ребенка и негативно сказаться на развитии его личности в будущем». Однако даже малыш, которого с самого рождения кормили смесью, может испытывать серьезные проблемы при разлуке с матерью — это зависит от типа привязанности, который сформировался у него по отношению к ней.
- Определить его, считает психолог Ольга Кузнецова, достаточно просто: «Если ребенок расстраивается, когда мама уходит, но при этом умеет себя занять во время ее отсутствия и радуется возвращению, это означает, что у него сформировалась здоровая привязанность и в их отношениях нет патологий.
- Если же малыш бьется в истерике, когда видит, что мать собирается, не может найти себе места без нее, а при следующей встрече ведет себя агрессивно и мстительно — это повод задуматься о том, что что-то идет не так.
Возможно, ребенок ощущает чрезмерную материнскую опеку и чувствует себя незащищенным без нее».
Контрольные точки аттестации
В соответствии с ст. 58 Федерального закона «Об образовании» для каждого из этапов обучения выделены конкретные сроки. Нормативы:
По итогам этих периодов проводится итоговая аттестация. Ее результаты говорят об успешности прохождения программы и возможности продолжить обучение на следующем этапе. Законом предусмотрено право передвигаться по ступеням в рамках одного уровня вне зависимости от оценок. Любые угрозы оставить на второй год в третьем или шестом классе — незаконны.
При наличии проходных неудовлетворительных оценок за год родители учащегося могут получить предложение:
Добровольно родители могут согласиться на любой вариант. Но настаивать администрация учебного заведения может только на первом. При этом ученику и его законным представителям должна быть предоставлена возможность подтянуть знания бесплатно — составлен график дополнительных занятий и консультаций, выделены дни пересдачи.
Перевод в другой класс должен быть обеспечен даже в случае неисправной оценки. В приказе ставится пометка «Условно».
Чем еще рискуют дети, оставаясь дома без официального карантина?
— Во-первых, есть определенные риски остаться на второй год в случае непрохождения аттестации. Во-вторых, у нас действует Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В 2019 году было принято Постановление Совета министров №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении». В П. 1. говорится о родителях, которые не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), и там есть пункт о «препятствии получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)».
Запустить работу по механизму СОП не так просто — это довольно трудоемкая задача для руководства школы. Но если это будет делом принципа, вполне возможно, что ребенка, который не ходил в школу, могут признать находящимся в социально опасном положении.
В каких случаях оставляют на второй год
Выражение «остаться на второй год» — это разговорный оборот, который был распространён в советское время. В действующем закона об образовании эта процедура называется «повторное обучение».
Повторное изучение программы того или иного класса возможно, если образовалась академическая задолженность по одному или нескольким предметам и только с согласия родителей.
Академическая задолженность образуется, когда ученик:
Шансы остаться на второй год невелики даже у плохо успевающего ребёнка. Школы отправляют учащихся на повторение обучение только в крайних случаях. Второгодники снижают рейтинг образовательной организации и невыгодны с экономической точки зрения. Преподаватели, как правило, стараются подтянуть ученика, организуются дополнительные занятия и консультации.
Для того чтобы оставить ребёнка на второй год, школа обязана строго соблюдать процедуру, которая предусмотрена статьёй 58 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Прежде всего администрация должна создать условия для ликвидации академической задолженности. Обычно отстающих учеников переводят в следующий класс условно и дают время, чтобы подтянуть знания и пересдать двойки. Чаще всего на подготовку отводятся летние каникулы. Но даже если к сентябрю знания не станут лучше, школьник сможет выбрать: остаться на второй год или перейти на обучение по индивидуальному плану.
Исключение — 4, 9 и 11 классы. В этом случае учеников с академической задолженностью, которые исчерпали все попытки пересдачи, не оставляют на лето, а сразу отправляют на повторное обучение.
Обязательное условие для того, чтобы оставить ребёнка на второй год, — письменное согласие родителей. Если родители против, администрация школы не вправе отправлять учащегося на повторное обучение. Однако с двойками частные школы могут отказать в зачислении.
Если у ребёнка нет двоек, но родители считают, что ему нужно пройти программу того или иного класса ещё раз, школа тоже не имеет права оставлять ученика на второй год.
Правомерно ли действие учителя из-за одной двойки ребенка оставить на второй год?
Помогите пожалуйста с данным вопросом: имеют ли право оставить ребенка на второй год в третьем классе из-за одной двойки? По всем предметам в течении четвертой четверти стоят оценки, двойка выходит только по математике. Ребёнок часто болеет, но достаточно хорошо воспринимает школьный материал. С самого первого дня не сложились отношения с учителем, ребенок каждый день боится идти в школу. Учитель оскорбляет ребенка, называя его толстым, цитирую: Тебе пешком надо в школу ходить и так толстый! Или (у ребенка кожа, как и у меня, есть маленькие прыщики, которых не видно если не присматриваться тщательно) говорит иди к врачу у тебя жировики вокруг глаз. Учитель дружит с директором школы и если и переводить в другой класс, то нас не переведут. Ребенок с удовольствием ходил в школу пока у него она не отбила желание, а вернее не вселила страх своими оскорблениями или унижениями. Подскажите как быть и правомерно ли будет решение учителя оставить на второй год? Очень надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарна за ответ.
Большинство учителей Тульской области уверены, что неуспевающих учеников необходимо оставлять на второй год, но такая практика весьма редкая. Это связано с тем, что в обществе устоялось ложное мнение, что это стыдно, а также плохо сказывается на психологическом состоянии ребенка.
«На мой взгляд неуспевающих учеников нужно оставлять на второй год. Для некоторых это необходимо, чтобы усвоить материал, вырасти психологически и физически. К сожалению, общество отрицательно относится к подобным явлениям. Считается, что оставшиеся на второй год обречены на какие-то проблемы в дальнейшем, но это не так», — говорит учитель русского языка и литературы Наталья Павлова.
Такого же мнения придерживается учитель начальных классов Екатерина Бокова:
«Да. Однозначно. Лучше программу пройти еще раз и усвоить чем перейти в другой класс и упустить еще больше. Неуспеваемость накатывается на ребенка, как снежный ком. Он может погрязнуть в пучине незнания. С каждым годом наверстать упущенное будет все сложнее и сложнее».
С подобной позицией согласились более 70% анонимно опрошенных учителей. Многие отмечали, что такая практика была бы полезна для некоторых учащихся, но для многих школ авторитетность и хорошая репутация важнее:
«Лучше поставить удовлетворительную оценку, закрыв глаза, чем объяснять родителям и комиссии, почему ребенка нужно оставить на второй год», — сказала учитель начальной школы Валерия Иванова.
Родители считают, что оставлять детей на второй год не нужно, но даже если вводить такую практику, то полностью менять систему образования, чтобы это не ставило клеймо на ребенка и его семью.
«Со мной в параллели учился второгодник. Он естественно был старше всех в классе и многие относились к нему с пренебрежением, мол, тупой, что с него взять. По сути, это клеймо», — сказала Виктория Золоторева, мама двоих детей.
«Я против того, чтобы оставлять ребенка на второй год, нужно искать способы, как ему помочь. Если у ребенка проблемы со здоровьем, у него нет физической возможности учиться успешно, то в данной ситуации даже будет лучше, если его оставят на второй год, повторить ещё раз, ведь не все с первого раза могут освоить материал. Для ребёнка это будет лучше. Ведь это больший стресс, так как ребёнок отстаёт.
Только одно большое НО: не оглашать такое среди родителей и не муссировать эту тему. Спокойнее к этому относиться, разбирать каждый случай в отдельности. Привлекать больше специалистов», — говорит мама Татьяна Воронова.
Некоторые родители считают, что в первую очередь нужно обращать внимание на то, что происходит в семье, так как климат в доме влияет на успеваемость ребенка.
«В случаях если ребёнок не успевает по вине родителей, то нужно контролировать взрослых. Возможно даже как-то наказывать, если в семье асоциальный образ жизни. Еще один вариант пробовать переводить ребёнка на дистанционное или домашнее обучение», — говорит Светлана Соловьева.
Мама троих детей Евгения Орлова уверена, что необходимо менять систему образования. Тогда оставлять на второй год не будет столь позорным, а дети будут действительно получать необходимые знания.
«Я считаю, что это должно называться по-другому. Должна быть иная система оценивания, чтобы ребёнка психологически не ломать. Например, как это практикуется в Германии: есть цель перейти в следующий класс, им никто не гарантирует, что они все ее достигнут, говоря о том, что это зависит от того, как ты усвоил материал, готов ли получать новые знания и перейти на следующий уровень. Если этого не происходит (ребенок не перешел в следующий класс) — не делается из этого никакого страдания. Ребёнок учится заново, если он не выучил программу», — говорит женщина.
Могут ли оставить ребенка на второй год в первом классе без согласия родителей?
Зачастую, родители могут выразить желание оставить ребенка на второй год в первом классе, если считают, что он не готов продвигаться дальше или испытывает трудности в учебе. В этом случае, родители должны составить письменное заявление и обратиться к администрации школы для обсуждения данного вопроса.
Важно: |
Педагогическая комиссия, состоящая из учителей и психологов, проведет специальные тесты и наблюдения, чтобы оценить уровень развития ребенка и решить, нужно ли его оставить на второй год в первом классе. Окончательное решение будет принято с учетом мнения родителей и специалистов. |
Если родители считают, что ребенок не готов продвигаться в следующий класс, но школа против их желания, они могут обратиться в образовательные органы или в суд для разрешения спора.
Важно помнить, что каждый случай рассматривается индивидуально, и окончательное решение принимается с учетом интересов и потребностей ребенка, а также с участием родителей или законных представителей.
Роль и мнение педагогов
Педагоги играют важную роль в принятии решения о том, оставить ли ребенка на второй год в первом классе. Они непосредственно работают с ребенком и могут заметить, если у него возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни или учебным процессом.
Мнение педагогов может быть ценным для принятия решения о задержке ребенка в первом классе. Они могут оценить уровень развития ребенка, его успеваемость и готовность к продолжению обучения.
Педагоги также могут рекомендовать задержку ребенка в первом классе, если у него есть определенные специальные образовательные потребности или если ребенок имеет значительные трудности в обучении.
Преимущества | Недостатки |
Педагоги могут предложить дополнительную поддержку и помощь ребенку, чтобы помочь ему успешно адаптироваться к школе. | Педагоги могут ошибочно рекомендовать задержку ребенка, что может привести к неоправданной потере времени для ребенка. |
Решение о задержке ребенка может быть принято с учетом развития его социальных навыков и способностей. | Решение о задержке ребенка может вызвать негативные эмоции и стресс у ребенка и его родителей. |
Педагогическая команда ведет непрерывный мониторинг и обратную связь с родителями для принятия взвешенного решения об оставлении ребенка на второй год в первом классе.
Что значит «условный перевод» в следующий класс?
Условный перевод в следующий класс означает, что ребенок всё равно обязан пройти промежуточную аттестацию за следующий учебный год. При этом такой ученик ставится на особое внимание и школа, а также родители (или законные представители) должны создать для него необходимые условия для успешной аттестации. Для повторной промежуточной аттестации в учебном заведении приказом директора формируется специальная комиссия.
Если ребенок, условно переведенный в следующий класс так и не смог закрыть академическую задолженность, то школа предложит его родителям следующие варианты:
- оставить ребенка на второй год, для повторного прохождения обучения;
- перейти на адаптированную образовательную программу, рекомендованную психолого-медико-педагогической комиссией;
- учиться по индивидуальной программе.
В каких классах могут оставить на второй год
Как уже было сказано, школы неохотно направляют учеников на повторное обучение, за исключением выпускных классов. В 4, 9 и 11 классах администрация школы не может перевести ученика с академической задолженностью на следующую ступень обучения. Даже если ребёнок получил всего одну двойку по итогам года, считается, что он не завершил программу начального, общего или среднего образования. Придётся остаться на второй год.
Эти классы считаются «рубежами», поэтому чтобы отправить ученика на повторное обучение в 4, 9 или 11 классе, школе не потребуется согласие родителей.
Согласно статье 66 закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Есть ли возможность исправить оценки и оспорить решение школы?
Академическая задолженность не является приговором, поскольку есть несколько шансов ее исправить. Школьное заведение может предложить пересдать ряд предметов, чтобы доказать наличие необходимых знаний, на протяжении года. Для этого необходимо инициировать пересдачи, либо узнать текущий график, если он установлен для всех классов.
Альтернативным решением становится договоренность с администрацией школы об условном переводе ребенка на следующий этап обучения. В таком случае задолженность по предметам можно сдать в конце лета или на протяжении следующего учебного года.
Оставить ребенка на второй год администрация школы может только по согласию родителей. Также можно составить индивидуальный план обучения, чтобы ребенок учился по уникальному графику и темпу подачи материала, который подходит ему, с учетом его особенностей обучения.
Не сдача аттестации может быть оспорена родителями ученика. Однако, администрация школы принимает необходимые меры к таким школьникам, в рамках действующего законодательства и своих обязанностей. Такие действия оспорить нельзя.
Несдача итоговой аттестации — второй год
В статье 66 ФЗ «Об образовании» сказано:
Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Это значит, что если ученик 4-го или 9-го класса не усвоил программу, то есть не сдал аттестацию по итогам года, он остается на второй год. По идее, аналогичная норма распространяется и на oдиннaдцaтиклaccников. Но их уж точно никто не оставляет на второй год. Выдают справку, что прослушал курс, и в вольное плавание. Что касается четвероклассников и девятиклассников, то им дают возможность исправить ситуацию, то есть пересдать аттестацию. Не получилось? Придется прослушать курс повторно.