Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорожный сбор в РБ в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц
Согласно изменениям в Налоговом кодексе, в 2024 году действуют следующие ставки транспортного налога:
Вид транспорта | Размер налога (BYN) |
Автомобиль весом не более 1,5 т | 66 |
Автомобиль весом от 1,5 т до 1,75 т | 87 |
Автомобиль весом от 1,75 т до 2 т | 110 |
Автомобиль весом от 2 т до 2,25 т | 131 |
Автомобиль весом от 2,25 до 2,5 т | 153 |
Автомобиль весом от 2,5 т до 3 т | 174 |
Автомобиль весом более 3 т | 240 |
Прицеп весом до 0,75 т | 44 |
Прицеп весом более 0,75 т | 240 |
Прицеп-дача (караван) | 44 |
Грузовой автомобиль весом не более 2,5 т | 174 |
Грузовой автомобиль весом от 2,5 т до 3,5 т | 371 |
Грузовой автомобиль весом от 3,5 т до 12 т | 481 |
Грузовой автомобиль весом более 12 т | 546 |
Автобус до 20 посадочных мест включительно | 262 |
Автобус от 21 до 40 посадочных мест включительно | 371 |
Автобус свыше 40 посадочных мест | 481 |
Мотоцикл | 44 |
Седельный тягач | 436 |
Транспортное средство, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иное транспортное средство | 44 |
Льготы по уплате транспортного налога
В отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, ставка транспортного налога снижена на 25% (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога, либо ставка транспортного налога применяется в размере 50 процентов от установленной ставки). В отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории ставка транспортного налога снижена на 25 — 50% .
Ставки транспортного налога применяются в размере 50 процентов от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, а в отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории.
Два способа узнать сумму транспортного налога
Напомним, что транспортный налог в Беларуси появился в 2021 году взамен пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Этот дорожный сбор не привязан к прохождению техосмотра.
Платить налог обязали физлиц, в том числе зарегистрированных в качестве ИП, за которыми в ГАИ числятся транспортные средства. Касается это не только белорусов, но и граждан других государств, лиц без гражданства. Если автомобиль передан в лизинг, то налог платит лизингополучатель.
Суммы, которые нужно внести в этом году автовладельцам, уже известны. Налоговая инспекция начала выставлять их плательщикам транспортного налога через ЕРИП, хотя официальное извещение еще должно прийти каждому владельцу до 1 сентября 2023 года.
Те, кто не хочет так долго оставаться в неведении и привык вовремя платить по счетам, уже могут ознакомится с причитающейся к оплате суммой. Как нам удалось выяснить, сделать это можно двумя способами – через ЕРИП или личный кабинет плательщика на сайте Министерства по налогам и сборам.
В первом случае можно подключиться к системе «Расчет» (ЕРИП) с помощью смартфона и выполнить несложные действия: пройти путь по вкладкам «Налоги»; выбрать нужный «Город, область, район»; налоговую инспекцию по месту регистрации плательщика, на которого в ГАИ зарегистрирован автомобиль; определиться с видом платежа («Транспортный налог с физических лиц») и указать УНП (учетный номер плательщика) латинскими прописными буквами.
К слову, уточнить свой УНП можно на сайте Министерства по налогам и сборам (МНС), достаточно пройти по вкладкам: Сервисы/Государственный реестр плательщиков/Поиск физических лиц.
О причитающейся к уплате сумме транспортного налога можно осведомиться и непосредственно в «Личном кабинете плательщика», который вы наверняка ранее создали на сайте МНС.
Как платить прошедшим техосмотр
Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.
Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.
Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.
Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.
Еще примеры.
Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.
Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.
И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.
К сожалению, все варианты описать невозможно, но с некоторыми предлагаем ознакомиться здесь.
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Льготы по уплате транспортного налога
В отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, ставка транспортного налога снижена на 25% (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога, либо ставка транспортного налога применяется в размере 50 процентов от установленной ставки). В отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории ставка транспортного налога снижена на 25 — 50% .
Уплата транспортного налога по льготной ставке
Ставки дорожного налога для физических и юридических лиц различаются. Они зависят:
- от возраста автомобиля;
- его максимально разрешенной массы;
- числа посадочных мест (актуально для автобусов);
- и некоторых других параметров.
Однако законодательством Беларуси предусмотрено, что отдельные категории граждан и организаций могут уплачивать транспортный налог на автомобиль по льготной ставке – 50% от основного тарифа. Среди физлиц такой льготой могут воспользоваться только инвалиды I и II группы. Перечень льготников среди юридических лиц – более обширный. Уплачивать дорожный налог в Беларуси по ставке 50% могут организации, в собственности которых имеются:
- троллейбусы и пассажирские автобусы;
- спецтранспорт скорой медицинской помощи;
- автотранспорт, используемый (оборудованный) для перевозки инвалидов;
- транспортные средства МЧС, МВД, КГБ и других силовых ведомств.
Расчет транспортного налога
Для организаций расчетный период для подсчета транспортного налога — один календарный год. Рассчитывается налог, исходя из ставки налога и числа транспортных средств. Ставки установлены в п. 1 приложения 27 к Налоговому кодексу РБ. Они указаны в белорусских рублях, на их размер влияет максимальная разрешенная масса и вид транспортного средства. Размер ставок для автобусов зависит от количества посадочных мест.
Объект налогообложения у организации может появиться в течение года. В этом случае расчет транспортного налога нужно делать с 1-го дня месяца, следующего за месяцем, в котором проведена государственная регистрация. Начисление налога останавливается с 1-го числа месяца, наступившего после месяца, в котором транспортное средство сняли с учета.
Налоговую декларацию организации обязаны отсылать в налоговые органы не позже 20 февраля года, следующего за завершившимся налоговым периодом.
Распределение средств
Дорожный сбор, собранный в Белоруссии в 2024 году, будет эффективно распределен между различными потребностями в дорожных работах и инфраструктурных проектах.
Большая часть средств будет направлена на поддержку текущих проектов по строительству и ремонту автомобильных дорог. Это позволит улучшить качество и безопасность дорожной сети в стране.
Также значительная часть средств будет выделена на развитие общественного транспорта и создание новых маршрутов. Это позволит обеспечить удобство и доступность транспортных услуг для всех граждан Белоруссии.
Дополнительные средства будут выделены на модернизацию дорожной инфраструктуры, включая строительство и ремонт мостов, пешеходных и велосипедных дорожек, а также обновление знаков и светофоров.
Важным направлением распределения средств является развитие инновационных технологий и усовершенствование систем безопасности на дорогах. Это включает внедрение умных систем управления трафиком, видеонаблюдение, автоматическую систему оповещения водителей и многое другое.
Таким образом, распределение средств, собранных в результате дорожного сбора в Белоруссии в 2024 году, будет способствовать современным транспортным технологиям, повышению безопасности дорожного движения и обеспечению более комфортных условий передвижения для всех граждан.
Предстоящие изменения в системе оплаты дорожного сбора
В 2024 году Беларусь намерена внести существенные изменения в систему оплаты дорожного сбора для юридических лиц. Новые правила будут введены с целью упрощения и снижения административной нагрузки на предприятия и организации.
Одним из основных изменений будет введение единой системы оплаты дорожного сбора для всех типов транспортных средств. В настоящее время существует несколько категорий транспорта, каждая из которых имеет свои особенности оплаты. Новая система позволит упростить процедуру оплаты и сделать ее более прозрачной.
Кроме того, предстоит изменение периодичности оплаты дорожного сбора. Вместо ежеквартального платежа юридические лица будут обязаны уплачивать дорожный сбор ежемесячно. Такой подход позволит более равномерно распределить финансовую нагрузку на предприятия и организации в течение года.
Сумма налога зависит от разрешенной максимальной массы автомобиля. Что касается мотоциклов, караванов, то налог будут взимать за единицу транспорта – 41 рубль.
– Для легкового автомобиля весом не более полутора тонн ставка налога составит 61 рубль. В диапазоне от 1,5 до 1,75 тонн ставка подрастет на 20 рублей. А вот за автобус с числом посадочных мест свыше 40 придется отдать 447 рублей, – привели пример в ведомстве.
В этом году оплачивать транспортный налог в полном объеме не придется, так как действует своеобразный переходный период. Впрочем, некоторым автомобилистам произвести частичную оплату все же нужно будет. В частности, тем, кто по состоянию на 1 января 2021 года не получил разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого нужно было уплатить пошлину. Авансовый платеж в этом случае составит 29 рублей за легковушку, 20 рублей за мотоцикл или прицеп. Доплату потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го. Налоговые органы пришлют извещение.
Если автовладелец ранее уже оплатил дорожный сбор, в таком случае авансовый платеж не обязателен. От него освобождаетесь в случае, если оплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года.
– Транспортный налог таким лицам будет исчислен налоговым органом пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения, – уточнили в министерстве.
Проще говоря, если вы уплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении в декабре 2020-го сразу на два года вперед, то транспортный налог вам начнут начислять только по окончании его действия – с января 2023-го.
Для кого предусмотрены льготы
Меньше придется платить пенсионерам, а также лицам, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. На 50% размер платы уменьшится для ветеранов ВОВ, инвалидов I и II групп, на четверть – для инвалидов III группы. Но есть нюанс: льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Также сообщается, что более 1,43 млн транспортных средств прошло техосмотр по состоянию на 1 ноября, этот показатель превышает прошлогодний более чем в два раза.
Пошаговая инструкция покупки автомобиля в Белоруссии в 2024 году
Чтобы упростить приобретение автомобиля в Белоруссии, рекомендуется действовать, соблюдая пошаговую инструкцию покупки. В 2024 году гражданину предстоит:
- Определиться с желаемой моделью транспортного средства, провести анализ цен на авто порталах и выбрать один или несколько подходящих вариантов.
- Решить, когда будет произведена покупка. Если в объявлении дополнительно отражены вин-код или номер кузова, с их помощью можно проверить транспортное средство на юридическую чистоту и комплектацию. Для этого лицо может воспользоваться онлайн-сервисами.
- Связаться с продавцом, уточнить описание машины, спросить о соответствии экологическим стандартам, выяснить год выпуска, поторговаться. Если в объявлении не указан код, стоит попросить предъявить его для проверки. Если требуется, допустим запрос дополнительных фото или видео.
- Гражданин договаривается о приобретении средства и приезжает в установленное время. Дополнительно можно посетить Белоруссию без предварительного анализа автопорталов и самостоятельно выбрать автомобиль на месте. Однако существует риск, что лицо не найдет подходящую машину.
- Гражданин прибывает на место, осматривает автомобиль, проверяет документы в личный паспорт хозяина транспортного средства, выясняет работоспособность узлов и устройств, проводит тест драйв. Дополнительно можно торговаться с продавцом и прийти к соглашению об окончательной стоимости.
- Происходит заключение сделки. Стороны оформляют классический ДКП, визируют документы в ГАИ. Затем происходит передача денежных средств и ключей.
- Вносится депозит. Его можно внести заранее до поездки за машиной или после покупки на границе РФ и Белоруси. Наличие депозита гарантирует, что вы своевременно уплатите налоги и утилизационный сбор. Без внесения депозита растаможить машину не удастся. Чтобы перечислить сумму, необходимо примерно оценить размер сборов, посетить таможенную службу заранее или на границе по дороге в Россию, написать заявление и предоставить денежные средства. Переплату в последующем можно вернуть.
- Гражданин доставляет транспортное средство на таможенный пункт, находящийся на территории РФ. Действие можно выполнить посредством перегона или использования автовоза. В уполномоченном органе потребуется предоставить гражданский паспорт, договор купли-продажи или справку-счёт, документ, заменяющий техпаспорт. Дополнительно необходим Эко-сертификат или свидетельство о доводки агрегата до нужных стандартов.
- Таможенники проверят документацию и автомобиль. Если нарушения не будут найдены, лицо получит ПТС. Процедура оформления документа занимает от 1 дня. Иногда промежуток доходит до месяца и более. Срок продлевается, если нужно делать запросы для проверки документов и автомобиля. В это время на транспортном средстве лучше не ездить.
- Когда ПТС получен, автомобиль регистрируется в ГИБДД в установленном порядке.