Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за нерабочий тахограф в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2024 году были внесены изменения в систему расчета штрафов за нарушения тахографа. Теперь штрафы будут рассчитываться с учетом не только времени превышения разрешенного режима, но и других параметров нарушения, таких как превышение суток вождения или неправильный режим отдыха. Это позволяет более точно оценить степень нарушения и назначить соответствующий штраф.
Особенности расчета штрафов в 2024 году
Кроме того, с 2024 года вводится новая система категорий нарушений, которая позволяет классифицировать их по степени тяжести. Теперь нарушения будут разделены на легкие, средние и тяжелые, что позволяет более справедливо назначать штрафы в зависимости от степени влияния на безопасность движения.
Штрафы за нарушение тахографа в 2024 году будут рассчитываться по следующей шкале: для легких нарушений штраф составит от 3000 до 5000 рублей, для средних – от 5000 до 10000 рублей, а для тяжелых нарушений – от 10000 до 30000 рублей. Кроме того, при повторном нарушении тахографа штрафы могут быть увеличены в два и более раза. Такие меры направлены на повышение ответственности перевозчиков и снижение нарушений правил работы с тахографами.
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
Лишение прав водителя
Новые правила относятся к использованию тахографов и предусматривают введение строгих штрафных мер за нарушения и несоблюдение требований к использованию устройств контроля за работой водителя.
Одним из основных наказаний, которое может грозить водителям за нарушение правил использования тахографа, является лишение прав на управление транспортным средством.
Размер срока лишения прав может быть разным в зависимости от конкретной ситуации и степени нарушения. Однако, он может достигать нескольких месяцев или даже лет.
Одновременно с лишением прав водителям могут назначаться и другие административные наказания, такие как штрафы или административный арест.
В случае подтверждения факта манипуляции с тахографом, водитель может также столкнуться с уголовной ответственностью. За данный вид преступления может быть назначено лишение свободы на срок до 2 лет.
Важно отметить, что наказание за использование тахографа без нарушения правил также является возможным. В этом случае водители могут получить премиальные к бонусам за соблюдение рабочего времени и отдыха.
Кто должен ездить с тахографом в 2024 году?
В 2022 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами.
Тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:
- М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
- М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
- N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
- N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.
Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2022 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ (КоАП ст. 11.23) и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России
Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.
Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.
У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:
- закупить тахограф;
- заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
- зарегистрировать прибор;
- заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
- назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.
Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.
Штраф за отсутствие тахографа в 2023 году
В 2023 году тахографы (приборы, контролирующие режим управления транспортными средствами) должны устанавливаться на грузовики категории C и автобусы категории D, которые принадлежат не только юридическим лицам, но и физическим лицам.
Примечание. Сроки установки тахографов на автомобили физических лиц растянуты во времени, однако с 1 января 2022 года они становятся обязательными абсолютно для всех.
Поскольку законодательство предусматривает обязанность по установке тахографов, оно предусматривает и штрафы за их отсутствие. Именно о них и пойдет речь в данной статье:
- Штрафы для физических лиц.
- Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП).
Обязан ли водитель предоставлять распечатку с устройства?
В силу вступивших в 2024 году изменений в законодательство, водитель обязан предоставить распечатку с устройства тахографа при проверке со стороны ГИБДД или Ространснадзора. Не предоставление распечатки может повлечь за собой штрафные санкции.
Такое требование распространяется на всех водителей, у которых на автомобилях установлен тахограф. В случае, если устройство сломалось или не функционирует, водитель обязан иметь документальное подтверждение этого факта.
Если водитель отказывается предоставлять распечатку без уважительной причины, ему может быть назначен штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Если у водителя уже имелось два или более нарушения по этой статье, то штраф может быть увеличен до 20 000 рублей, а также может быть применена скидка на право управления транспортными средствами на срок до 6 месяцев.
Распечатку с устройства тахографа могут проверять сотрудники ГИБДД, Ространснадзора или другие уполномоченные инспекторы. Эти лица имеют право требовать предоставления распечаток, а также просматривать их содержимое.
Если водитель не согласен с результатами проверки или наложенными штрафами, он может обжаловать решение в соответствующие инстанции.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 марта 2025 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
Как работает тахограф
Основной принцип работы тахографа состоит в автоматической регистрации данных о перемещении транспортного средства и активности водителя. Данные записываются на сменяемую память тахографа и могут быть считаны и анализированы в дальнейшем.
Компонент | Описание |
---|---|
Датчик скорости | Используется для определения скорости движения транспортного средства. Данные о скорости также используются для определения активности водителя (работа, отдых, простой). |
Датчик двигателя | Фиксирует работу двигателя транспортного средства. Эта информация позволяет определить время работы в режиме езды, простоя и остановки. |
Интерфейс пользователя | Позволяет водителю вносить необходимые данные о своей работе, такие как начало и конец рабочего времени, перерывы и отдых. Водитель также может отмечать нестандартные ситуации, такие как пробки или аварии. |
Сменяемая память | Хранит записи о работе водителя и транспортного средства, которые можно считать и передать в компьютер для анализа и дальнейшей обработки данных. |
Тахографы имеют строгие нормы и требования к их установке и использованию. Они должны быть сертифицированы, периодически проверяться и корректно настроены для правильной регистрации информации. Соблюдение правил использования тахографа в транспортных средствах является обязательным и несоблюдение может повлечь за собой административные и финансовые санкции.
С 2024 года водителям грозят значительно более высокие штрафы за нарушение правил использования тахографов. Новые нормы предусматривают заметное повышение минимального размера штрафа до 50 тысяч рублей. Это означает, что водители теперь будут обязаны более ответственно относиться к соблюдению правил и предупредительных мер, связанных с использованием и обслуживанием тахографа.
Нарушение правил использования тахографов может быть наказано административным взысканием вплоть до лишения водительских прав на срок до одного года. Кроме того, повторное нарушение может повлечь за собой гораздо более серьезные последствия, включая уголовную ответственность.
С целью снижения вероятности нарушений, вводятся дополнительные меры контроля и ответственности для водителей. В частности, будет обязательным включение специального блока для считывания информации с тахографа, который позволит контролировать работу устройства и выявлять возможные нарушения.
Повышение штрафов за нарушение правил использования тахографов направлено на улучшение безопасности дорожного движения и соблюдение трудового законодательства. Водители должны понимать, что правильное и надлежащее использование тахографа является неотъемлемой частью их профессиональной ответственности и влияет на общую безопасность на дорогах.
С учетом повышения ответственности за нарушение правил использования тахографа, водителям следует быть более внимательными и ответственными на дороге. Это не только поможет снизить вероятность нарушений, но и повысит безопасность дорожного движения в целом.