Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Родительские субботы в 2024 году православные даты в марте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поминальные дни, когда православная церковь в каждом храме проводит панихиды по всем усопшим христианам, именуются родительскими субботами. Они действительно (за исключением Радоницы и дней поминания воинов) проводятся в субботу. Суббота — день покоя еще с библейских времен, как нельзя лучше подходит для молитв за души упокоившихся. Кроме этих общих дней памяти по церковному календарю, в дату кончины, рождения и именин наших умерших родственников и близких людей, как дань памяти им, мы устраиваем поминальные обеды, посещаем кладбище и храм. Эти дни для каждого человека индивидуальны.
В календаре Православной церкви установлено семь дней особого поминовения усопших: Мясопустная суббота (Вселенская родительская суббота), суббота 2-й седмицы Великого поста, суббота 3-й седмицы Великого поста, суббота 4-й седмицы Великого поста, Радоница, а также Троицкая и Димитриевская родительские субботы. Две родительские субботы — Троицкую и Мясопустную — называют вселенскими, потому что их празднуют православные во всем мире.
В 2024 году родительских суббот семь, из года в год их даты меняются, так как зависят от дат других церковных праздников. Остальные же дни поминовения усопших, кроме Семика, не являются переходящими праздниками, их даты фиксированы.
Родительский день Радоница в 2024 году — 14 мая
Радоница происходит от слова «радость», что отражает истинную веру православных христиан в воскресение из мертвых — ведь все 40 дней продолжается праздник Пасхи.
Как и родительские субботы, это всецерковный день особого поминовения усопших, но его отмечают во вторник. Поэтому сегодня у Радоницы появилось второе имя «родительский день» (не суббота).
Радоница или Радуница унаследована от языческих предков славян, которые верили, что в этот день души умерших предков, посещают земной мир.
Это первый весенний праздник всеобщего поминовения, когда просыпается природа, и народ идет на кладбища, чтобы посетить и привести в порядок могилы предков. С собой на погост берут куличи, крашенки, сладости (чаще всего конфеты) и другую освященную в церкви снедь. Часть еды раздают нищим и детям, часть кладут на могилки, часть съедают сами. Однако священники не рекомендуют устраивать грандиозные пиршества около могил, ведь такое поведение говорит о неуважении к миру мертвых и в частности к своим усопшим родственникам. В остальном же на Радоницу радуются и организуют традиционный поминальный ужин.
Для чего на Радоницу посещают кладбище?
Для того чтобы поделиться с усопшими радостью о Воскресении Христовом. На Радоницу убирают могилки, пропалывают сорняки и высаживают однолетнюю рассаду цветов. В этот весенний праздник сама природа призывает украсить место захоронения.
На Радоницу можно работать, разрешено проводить обряд венчания и другие церемонии, а также поминальные обеды и ужины с семьей. Пост закончился, и в меню возвращаются любимые мясные блюда. Родительский день напоминает о воскрешении Христа и укрепляет в православных веру в воскресение всех усопших. Радоница — это очень светлый праздник.
Православный календарь на 2024 год
-
7 православный праздник -
дни особого поминовения усопших -
Пасха -
сегодня -
строгий пост 1 января
понедельникДень памяти святого мученика Вонифатия, преподобного Илии Муромца Печерского, священномученика Ипатия Печерского, целебника, преподобного Иосифа Многоболезненного Печерского. Рождественский пост 35 день (сухоядение — овощи, фрукты, хлеб). 2 января
вторникПредпразднство Рождества Христова 1 день, память святого праведного Иоанна Кронштадтского. Рождественский пост строгий 36 день (горячая пища без масла). 3 января
средаПредпразднство Рождества Христова 2 день, день памяти Святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца, мученицы благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской и святой мученицы Иулианы Никомидийской. Рождественский пост строгий 37 день (сухоядение — овощи, фрукты, хлеб). 4 января
четвергПредпразднство Рождества Христова 3 день, память о святой великомученицы Анастасии. Рождественский пост строгий 38 день (горячая пища без масла). 5 января
пятницаПредпразднство Рождества Христова 4 день, день памяти святых десяти критских мучеников: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста. Рождественский пост строгий 39 день (сухоядение — овощи, фрукты, хлеб). 6 января
субботаПредпразднство Рождества Христова 5 день, рождественский сочельник (навечерие Рождества Христова), Святки 1 день. Рождественский пост строгий 40 день (сухоядение — только немного хлеба, а лучше — полный отказ от пищи). 7 января
воскресеньеРождество Христово, Святки 2 день. 8 января
понедельникСобор Пресвятой Богородицы, попразднство Рождества Христова, день памяти священномученика Евфимия и епископа Сардийского, Святки 3 день. 9 января
вторникПервомученика апостола от 70-ти Стефана архидиакона, преподобного Феодора Начертанного, исповедника, Святки 4 день. 10 января
средаДень памяти 20000 мучеников в церкви сожженных в Никомидии, священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, апостола от 70-ти Никанора, Святки 5 день. 11 января
четвергДень памяти мучеников 14 000 младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме, Святки 6 день. 12 января
пятницаВспоминаем святого Макария, митрополита Московского, апостола от 70-ти Тимона, епископа Бострийского, мученицы Анисии Солунской (Фессалоникийской), священномученика Зотика Сиропитателя, пресвитера, Святки 7 день. 13 января
субботаОтдание праздника Рождества Христова, день преподобной Мелании Римляныни, Святки 8 день. 14 января
воскресеньеОбрезание Господне, день памяти святителя Василия Великого, Святки 9 день. 15 января
понедельникПредпразднство Богоявления 1 день, день памяти преподобного Серафима Саровского (преставление, второе обретение мощей), святого пророка Малахии, святителя Сильвестра, Папы Римского, святой праведной Иулиании Лазаревской (Муромской), Святки 10 день. 16 января
вторникПредпразднство Богоявления 2 день, вспоминаем святого мученика Гордия, Святки 11 день. 17 января
средаПредпразднство Богоявления 3 день, собор 70-ти Апостолов, вспоминаем святителя Евстафия I, архиепископа Сербского, преподобного Феоктиста, Святки 12 день. 18 января
четвергПредпразднство Богоявления 4 день, день пророка Михея, крещенский сочельник (до полудня строго постимся, а после разрешается блюдо сочиво). 19 января
пятницаБогоявление или Крещение Господне. 20 января
субботаПразднование собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, попразднство Богоявления 21 января
воскресеньеВспоминаем святителя Емилиана, преподобного Георгия Хозевита, преподобных Григория чудотворца и Григория затворника Печерских, преподобную Домнику Константинопольскую, священномученика Исидора Юрьевского (Дерптского), пресвитера и с ним 72-х мучеников пострадавших. 22 января
понедельникДень памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, мученика Полиевкта, преподобного Евстратия, чудотворца. 23 января
вторникДень памяти святителя Григория, епископа Нисского, святителя Феофана Затворника Вышенского, преподобного Маркиана Константинопольского, пресвитера, священномученика Анатолия, митрополита Одесского, преподобного Дометиана, епископа Мелитинского, преподобного Павла Комельского (Обнорского). 24 января
средаВспоминаем преподобного Михаила Клопского, Новгородского, преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника. 25 января
четвергДень памяти святой мученицы Татианы Римской и с нею в риме пострадавших, святителя Саввы I, архиепископа Сербского, преподобного Мартиниана Белозерского. 26 января
пятницаДень преподобного Иринарха Ростовского, преподобного Елеазара Анзерского, мучеников Ермила и Стратоника. 27 января
субботаОтдание праздника Богоявления, день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. 28 января
воскресеньеДень преподобного Павла Фивейского и преподобного Иоанна Кущника. 29 января
понедельникДень поклонения честным веригам апостола Петра, вспоминаем праведного Максима Тотемского, пресвитера, и священномученика Иоанна Петтайя. 30 января
вторникДень памяти преподобного Антония Великого и преподобного Антония Дымского. 31 января
средаДень памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, а также преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. 1 апреля
понедельникМученика Хрисанфа, мученицы Дарии и с ними, преподобного Иннокентия Комельского Вологодского. Великий пост 15 день (сухоядение). 2 апреля
вторникПреподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители святого Саввы убиенных. Великий пост 16 день (вареные, тушеные овощи и фрукты без масла). 3 апреля
средаПреподобного Серафима Вырицкого, преподобного Иакова, епископа Катанского (Сицилийского). Великий пост 17 день (сухоядение). 4 апреля
четвергСвященномученика Василия Анкирского, пресвитера. Великий пост 18 день (вареные, тушеные овощи и фрукты без масла). 5 апреля
пятницаПреподобномученика Никона Сицилийского, епископа и 199-ти учеников его, преподобного Никона, игумена Киево-Печерского. Великий пост 19 день (сухоядение). 6 апреля
субботаПредпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы. День памяти преподобного Захарии Печерского, постника, мучеников Стефана и Петра Казанских, святителя Артемона (Артемия), епископа Солунского (Селевкийского), преподобного Захарии Отверстого, монаха. Суббота 3-й седмицы Великого поста. Великий пост 20 день (отварная овощная и фруктовая еда с добавлением масла). 7 апреля
воскресеньеБлаговещение Пресвятой Богородицы, преставление святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и всея России. Великий пост 21 день (отварная овощная и фруктовая еда с добавлением масла). 8 апреля
понедельникОтдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, празднование Собора Архангела Гавриила. Великий пост 22 день (сухоядение). 9 апреля
вторникВспоминаем мученицу Матрону Солунскую (Фессалоникийскую). Великий пост 23 день (вареные, тушеные овощи и фрукты без масла). 10 апреля
средаДень памяти Преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского, преподобного Стефана чудотворца, игумена Триглийского, преподобномученика Евстратия Печерского, мученика Бояна (Енравота), князя Болгарского, преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского. Великий пост 24 день (сухоядение). 11 апреля
четвергСвященномучеников Марка, епископа Арефусийского, Кирилла, диакона, и иных многих. Великий пост 25 день (вареные, тушеные овощи и фрукты без масла). 12 апреля
пятницаПреподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, святителя Софрония, епископа Иркутского, святой Еввулы Никомидийской, матери великомученика Пантелеимона. Великий пост 26 день (сухоядение). 13 апреля
субботаСвятителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, священномученика Ипатия, епископа Гангрского. Суббота 4-й седмицы Великого поста. Великий пост 27 день (обработанная теплом вегетарианская пища с растительным маслом). 14 апреля
воскресеньеПреподобной Марии Египетской, мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца, преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца, преподобного Геронтия, канонарха Печерского. Великий пост 28 день (обработанная теплом вегетарианская пища с растительным маслом). 15 апреля
понедельникПреподобного Тита чудотворца. Великий пост 29 день (сухофрукты, свежие овощи и фрукты, черный хлеб). 16 апреля
вторникПреподобного Никиты Исповедника, игумена Мидикийского. Великий пост 30 день (вареные, тушеные овощи и фрукты без масла). 17 апреля
средаПреподобного Иосифа Песнописца, преподобного Георгия Пелопонесского. Великий пост 31 день (сухофрукты, свежие овощи и фрукты, черный хлеб). 18 апреля
четвергПразднование в честь перенесения мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, день памяти мучеников Агафопода, диакона, Феодула, чтеца, и иже с ними. Великий пост 32 день (вареные, тушеные овощи и фрукты без масла). 19 апреля
пятницаСвятителя Евтихия, архиепископа Константинопольского, равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Великий пост 33 день (сухофрукты, свежие овощи и фрукты, черный хлеб). 20 апреля
субботаДень памяти преподобного Георгия, митрополита Митиленского, преподобного Даниила Переяславского, архимандрита. Великий пост 34 день (вареные, тушеные овощи и фрукты с маслом). 21 апреля
воскресеньеАпостолов от 70-ти Родиона (Иродиона), Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма (Ермия) и иже с ними, святителя Нифонта Печерского, епископа Новгородского. Великий пост 35 день (вареные, тушеные овощи и фрукты с маслом). 22 апреля
понедельникМученика Евпсихия Кесарийского (Каппадокийского). Великий пост 36 день (сухоядение). 23 апреля
вторникМучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х, священномученика Григория V (Ангелопулоса), патриарха Константинопольского. Великий пост 37 день (вареные, тушеные овощи и фрукты без масла). 24 апреля
средаСвященномученика Антипы, епископа Пергама Асийского, преподобных Иакова Железноборовского и Иакова Брылеевского, сподвижника его, святителя Варсонофия, епископа Тверского. Великий пост 38 день (сухоядение). 25 апреля
четвергПреподобного Василия исповедника, епископа Парийского. Великий пост 39 день (вареные, тушеные овощи и фрукты без масла). 26 апреля
пятницаСвященномученика Артемона Лаодикийского, пресвитера. Великий пост 40 день (сухоядение, можно немного рыбы). 27 апреля
субботаСвятителя Мартина I, исп., папы Римского, мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских (Литовских). Великий пост 41 день (вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла). В Лазареву Субботу можно есть рыбную икру, а саму рыбу – нельзя. 28 апреля
воскресеньеАпостолов от 70-ти Аристарха, Пуда, Трофима. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Великий пост 42 день (разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов). 29 апреля
понедельникМучениц Агапии, Ирины и Хионии. Великий пост 43 день (сухофрукты, моченые и свежие овощи и фрукты), Страстная седмица 1 день. 30 апреля
вторникПреподобного Акакия, епископа Мелитинского, священномученика Симеона Ктезифонтского, епископа Персидского, и с ним, преподобного Зосимы, игумена Соловецкого, обретение мощей преподобного Александра Свирского. Великий пост 44 день (сухофрукты, моченые и свежие овощи и фрукты), Страстная седмица 2 день. В православии церковные праздники делятся на главные, великие и малые. Их празднование в храмах отличается тем, что богослужения проводятся с бóльшим или меньшим торжеством.
Также православный церковный календарь имеет два годичных круга событий: неподвижный и подвижный. В подвижном даты праздников являются фиксированными. Такие праздники называют непреходящими. Подвижный круг праздников – это праздники, даты которых меняются каждый год (преходящие праздники). Они не имеют точной календарной даты и зависят от того, в какой день празднуется Пасха. Сама Пасха тоже является праздником преходящим. Кроме неё, в церковном календаре есть ещё два преходящих праздника: это Вознесение Господне и День Святой Троицы. Остальные Главные праздники, их всего девять, относятся к непреходящим. Даты их празднования всегда одни и те же.
Пасха является самым Главным праздником в православии. Дата, когда она отмечается, рассчитывается по специальному церковному календарю, но отмечается Пасха только весной – в марте, апреле или мае. В 2024 году празднование Пасхи падает на 5 мая.
Вселенская мясопустная суббота в 2024 году — 9 марта
Мясопустная родительская суббота в 2024 году — 9 марта (за 8 дней до начала Великого поста 2024. Почему данная поминальная суббота называется Вселенской? Дело в том, что в этот день в православных храмах священнослужители читают молитвы во славу абсолютно всех христиан, живших на Земле и подвергшихся обряду крещения. Вселенских родительских суббот в году всего две – Мясопустная и Троицкая.
Мясопустную субботу еще называют Малой Масленицей, так как поминальный день приходится на мясопустную неделю, то есть на крайнюю неделю перед Масленицей. В церквях проводятся специальные обряды, читаются молитвы за всех христиан (от Адама и до современников), независимо от региона их проживания и погребения. Также проводятся вселенские панихиды, которые представляют собой заупокойные богослужения. Люди молятся о том, чтобы Бог упокоил души усопших и смилостивился, отпустив им все земные грехи.
Согласно славянским обычаям на зимнюю поминальную субботу хозяйки выпекали блины, первый из которых клали на божницу (полочку с расставленными иконами), второй – на подоконник. Остальные блины относили на могилу родственников, раздавали монашкам, нищим, детворе. При этом обязательно просили, чтобы люди полакомились блинами во имя упокоения душ конкретных усопших. В доме проводят уборку, вечером устраивают поминальный ужин, выставляя на стол много блюд, их количество должно быть нечетным.
Родительские субботы и поминальные дни в 2024 году по новоюлианскому календарю
Родительские субботы и поминальные дни 2024 года по новоюлианскому церковному календарю.
- 09.03.2024 (9 марта 2024 года) — Мясопустная суббота (вселенская суббота).
- 30.03.2024 (30 марта 2024 года) — Суббота 2-й седмицы Великого поста (2-я родительская суббота Великого поста).
- 06.04.2024 (6 апреля 2024 года) — Суббота 3-й седмицы Великого поста (3-я родительская суббота Великого поста).
- 13.04.2024 (13 апреля 2024 года) — Суббота 4-й седмицы Великого поста (4-я родительская суббота Великого поста).
- 14.05.2024 (14 мая 2024 года) — Радоница (Радуница, Проводы).
- 22.06.2024 (22 июня 2024 года) — Троицкая суббота (вселенская суббота).
- 15.06.2024 (15 июня 2024 года) — родительская суббота перед Апостольским постом.
- 27.07.2024 (27 июля 2024 года) — родительская суббота перед Успенским постом.
- 28.09.2024 (28 сентября 2024 года) — Покровская суббота.
- 19.10.2024 (19 октября 2024 года) — Дмитриевская поминальная суббота.
- 26.10.2024 (26 октября 2024 года) — Кузьмина суббота.
- 02.11.2024 (2 ноября 2024 года) — Михайловская суббота.
- 09.11.2024 (9 ноября 2024 года) — родительская суббота перед Филипповским постом.
Дмитриевская суббота в 2024 году — 2 ноября
Дмитриевская суббота — значимый день для православного народа, который ждут с трепетом и любовью. В это время каждый человек может вознести молитвы к святым, благоговейно вспомнить усопших и помочь им пройти через все тернии на пути к Царствию Небесному.
Свое название Дмитриевская родительская суббота получила не случайно. Все знакомы с преданием о жизни великого Дмитрия Донского. Московский князь одержал верх над Мамаем, разгромив его в битве при Куликовом поле.
Донское побоище и победа над Золотой Ордой были омрачены горем: многие семьи в тот день потеряли близких. Но память о героях, которые отдали свою жизнь за светлое будущее, Отчизну и веру в Господа, осталась в сердцах людей.
По указу Дмитрия Донского и благословению Сергия Радонежского в 14 веке был установлен особый день, когда православные люди возносили молитвы и поминали героев. С тех пор на Руси появилась традиция поминать усопших ежегодно.
Спустя время помин воинов отошел на второй план, и родительская суббота приобрела иное значение. Теперь верующие люди почитают память каждого человека, покинувшего этот мир.
На сегодняшний день древние традиции переросли в самый настоящий праздник, который сопровождается особой божественной литургией в церквях и великой панихидой.
Люди воздают почести святым, очищая в первую очередь свою душу, и молитвенно просят о спокойной жизни усопших близких на Небесах.
Кого можно поминать во вселенскую родительскую субботу
Во Вселенскую родительскую субботу, также известную как Мясопустную субботу, в православной традиции принято поминать всех усопших, независимо от их родственных связей или степени близости к вам. В этот день особенно подчеркивается всеобщность молитвы за усопших. Кого можно поминать:
- Родственников: Родителей, бабушек, дедушек, детей, супругов, братьев, сестер и других родственников.
- Друзей и знакомых: Людей, с которыми вы были связаны дружескими или профессиональными отношениями.
- Усопших праведников и святых: Тех, кто был известен своей духовной жизнью и примером христианского служения.
- Жертв войн, катастроф и несчастных случаев: Людей, которые ушли из жизни в результате трагических обстоятельств.
- Некрещеных усопших: В некоторых случаях, по милосердию и любви, в молитвы могут быть включены и некрещеные усопшие.
- Неизвестных усопших: Тех, кто умер без родственников или забытых, чтобы их души также получили молитвенную поддержку.
Важно помнить, что поминовение усопших во Вселенскую родительскую субботу не ограничивается только теми, кто был вам близок. Это время, когда православные христиане молятся за всех усопших, проявляя таким образом христианскую любовь и милосердие.
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.
Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани
(11 сентября 1969 г.)
Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.
Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте.
А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? — и пророк встал и сказал: Меня, Господи!.
Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.
И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь.
Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне… Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.
И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.
И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос… Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!.
И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак.
И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.
Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?
И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром!. Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну…
И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых.
И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.
Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?
И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский. О смерти
У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.
Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть! Какая это ложь!» Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа… Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.
Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.
О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.
Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны.
Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь?» Он посмотрел на меня и ответил: «Я сегодня ночью умру». — «А тебе страшно умирать?» — «Умирать не страшно, но мне больно расставаться со всем тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с родителями; а одно действительно страшно: умереть в одиночестве». Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». — «То есть как?» — «Я с тобой останусь». — «Вы не можете всю ночь просидеть со мной…» Я ответил: «Конечно, могу!» Он подумал и сказал: «Если даже вы и просидите со мной, в какой-то момент я этого больше сознавать не буду, и тогда уйду в темноту и умру один». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность.
Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно (я об этом тоже скажу). Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.
А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.
Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет? Она была жива, — какая радость! какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.
И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе…
Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни.
Родительские субботы 2024 года
В эти дни верующие приходят в церковь, чтобы помолиться о прощении грехов своих родителей и предков. Также они поминают умерших, зажигают свечи и возносят молитвы за благополучие своей семьи. Родительские субботы являются временем особого раскаяния и поминовения усопших.
Эти дни имеют большую значимость для православных верующих, так как они позволяют возобновить связь с предками и укрепить семейные узы. Верующие признают, что благодаря своим родителям они получили жизнь и душевную поддержку, поэтому они должны поминать их и молиться о прощении их грехов.
Во время родительских суббот верующие соблюдают определенные традиции и обычаи. Они приносят в церковь хлеб, вино, свечи и иконы своих предков. После богослужения эти предметы освящаются и забираются домой. На столе ставится освященный хлеб, вино и иконы, а также родительские фотографии. Все члены семьи собираются вместе, поминают умерших и молятся о здоровье и благополучии всех родственников.
Родительские субботы в 2024 году являются особенно важными, так как они приходятся на период перед Великим Постом и Неделей Страстей. В эти дни верующие стараются очистить свои сердца и души, приготовиться к главным православным праздникам — Пасхе и Вознесению.
Дата родительских суббот в 2024 году
1 января — Суббота перед 32-й неделей по Пятидесятнице (29 неделя по Пятидесятнице).
29 июня — Суббота перед День святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
26 октября — Суббота перед День Казанской иконы Божией Матери.
В эти дни верующие православные люди приходят в церковь, чтобы помянуть своих усопших родителей и помолиться за их упокой. Родительские субботы имеют особое значение для верующих, так как они считаются особенно благословенными днями, когда молитвы за усопших могут быть услышаны особенно ясно.
Во время родительских суббот можно приносить в церковь свечи, цветы или другие символические подарки в память о своих усопших родителях. Также в этот день проводятся особые молитвы и службы, направленные на упокой душ усопших.
Помимо этих конкретных дат, родительские субботы также отмечаются в другие годы. Например, в 2025 году они приходятся на 31 января, 28 июня и 25 октября. Все эти даты соответствуют субботам перед важными праздниками или памятными датами в православной церкви.
Родительские субботы также имеют свои аналоги в других религиях. Например, в католической церкви существует День Всех Верных Усопших, во время которого поминают всех усопших верующих.
Похожие записи: