Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая продукция подлежит декларированию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Декларация о соответствии – это официальный документ удостоверяющий, что продукция соответствует требованиям обязательной сертификации. А именно техническим регламентам, стандартам, Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), гигиеническим нормам, нормативно-технической документации и т.д. Оформить декларацию соответствия может только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации (если декларация соответствия оформляется в системе сертификации ГОСТ Р) или на территории Таможенного Союза (если декларация соответствия оформляется по техническим регламентам таможенного союза).
Вода питьевая, расфасованная в емкости | 01 3100 | СанПиН2.1.4.1116-2002 | Документ в целом |
ГОСТ Р 52109-2003 | Пп. 5.9.1, 5.9.2, 5.9.3, 5.11.2 | ||
ГОСТ Р 51074-2003 | П. 4.22 |
Прутки литые из сплава ХК62М6Л для искусственных суставов** | 09 6300 | ГОСТ Р ИСО 10993-1-2009jГОСТ Р ИСО 10993-3-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-4-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-5-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-6-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-7-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-9-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-10-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-11-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-12-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-13-2009j ГОСТ Р ИСО10993-14-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-15-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-16-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-17-2009j ГОСТ Р ИСО 10993-18-2009j ГОСТ Р ИСО/ТС 10993-19-2009j ГОСТ Р ИСО/ТС 10993-20-2009j |
Стандарты в целом |
ГОСТ Р 52770-2007 | Стандарт в целом | ||
ГОСТ Р 51395-99 | Пп. 5.2, 5.3 |
Новые перечни продукции подлежащей обязательной сертификации и декларированию в России
В новый список обязательной сертификации вошли 26 групп товаров, среди которых:
-
электроэнергия,
-
нефтепродукты,
-
трубы и элементы трубопроводов,
-
радиаторы отопления,
-
горно-шахтное оборудование,
-
цемент,
-
оружие, патроны.
В перечне 67 групп товаров, подлежащих декларированию, среди которых:
-
минеральные фосфорные удобрения,
-
дезинфекционные средства,
-
бытовая химия и лакокрасочные материалы,
-
посуда,
-
аккумуляторные батареи, аккумуляторы.
Что указано в отказном письме, срок действия документа
Утвержденной формы отказного письма не существует. Документ оформляется в соответствие с внутренними регламентами сертифицирующих центров.
Но законом установлены требования к тому, какие данные должен содержать документ:
-
Данные об организации, выдавшей документ. Это наименование сертифицирующего центра, основания, на которых он работает и прочее.
-
Данные о заявителе — компании или физическом лице.
-
Дата выдачи и номер отказного письма.
-
Сведения о товаре и код продукции по ТН ВЭД и ОКПД 2.
-
Срок действия документа.
-
Обоснование того, что товар не подлежит сертификации или декларированию соответствия.
Сертификаты, декларации, отказные письма: что это такое и почему на маркетплейсах без них не обойтись
Законодательство обязывает продавцов предоставлять документы, подтверждающие качество товаров и обеспечивающие безопасность для клиентов. В случае нарушений предусмотрен штраф, сумма которого составляет 300000 рублей (сюда добавляются судебные издержки). Де-юре штрафом облагается торговая платформа, де-факто – его выплачивает нарушитель, что зафиксировано в договорах на сотрудничество (с правилами партнеры соглашаются при регистрации на маркетплейсе). Однако любое недовольство клиентов связано с негативными отзывами и репутационными потерями, невыгодными для Ozon и Wildberries.
Списки позиций, подлежащих сертификации и декларированию, зафиксированы в Постановлении Правительства РФ №2425 (дополнительно стоит обращать внимание на Технический регламент ЕАЭС). Если продукция в документ не внесена, то нужно получать отказное письмо. Документы селлер может запросить у поставщика (производитель, продавец, импортер), если их нет – придется оформлять самостоятельно: процедуру проводят специальные центры, уполномоченные на предоставление подобных услуг.
На маркетплейсах действуют единые правила, касающиеся разрешительной документации. Например, Ozon предупреждает партнеров о том, что товары, для которых сертификат или декларация не были загружены, заблокируют (чаще всего до момента предоставления необходимой информации). В это же время торговая платформа оставляет за собой право запросить документы на продукцию из остальных категорий: их селлер должен предъявить в течение 3 рабочих дней, иначе произойдет блокировка. Помимо сертификатов, нужно учитывать сопутствующие требования. Например, для биологически активных добавок обязательно свидетельство о государственной регистрации (номер или скан-копии нужно загрузить в карточку), а молочная продукция, шубы, обувь, упакованная вода, духи, шины и другие позиции подлежат обязательной маркировке в системе «Честный ЗНАК».
Лента и проволока из специальных сплавов для соединительных и вживляемых элементов изделий для сердечно-сосудистой хирургии** | 12 6100 | ГОСТ Р ИСО 10993-1-2009jГОСТ Р ИСО 10993-3-2009j |
СГР на пищевую продукцию
Свидетельство о госрегистрации (далее — СГР) выдается территориальными органами Роспотребнадзора на отдельные виды продуктов питания. Наличие этого документа подтверждает, что товары отвечают установленным санитарным и гигиеническим нормам. Основанием для получения СГР является экспертное заключение. Для оформления заключения проводится ряд исследований в лабораторных условиях.
Необходимость проведения госрегистрации установлена в отношении диетической, детской, специализированной продукции, предназначенной для спортсменов, а также беременных женщин. В этот список также включают значительный перечень биологически активных добавок (БАДов).
Важно! Отсутствие СГР или декларации на пищевую продукцию является нарушением законодательных требований. За отсутствие документов обязательного характера предусмотрены штрафные санкции и конфискация изделий. Избежать наказания и незапланированных расходов предприниматель сможет, своевременно оформив разрешительную документацию.
Обращайтесь за помощью к сотрудникам центра «Ростест Урал».
Перечень сведений для проведения сертификации
Для получения документа на указанную разновидность товаров заявителю понадобится предоставить в сертификационный центр вместе с заполненной заявкой следующее:
- копии учредительных и регистрационных документов;
- наименование товара, имеющийся в наличии ассортимент, код ТН ВЭД, состав, пищевая ценность и иные сведения;
- ГОСТ или ТУ, регламентирующие порядок изготовления определенного продукта;
- договор об аренде или документ, подтверждающий наличие права собственности на производственные площади;
- инвойс и иная товаросопроводительная документация – на импорт;
- протоколы испытаний – при наличии;
- лицензии, сертификаты ИСО, заключения экспертов и иное.
Желаете пройти процедуру сертификации пищевой продукции быстро и без лишних затрат? Для этого стоит воспользоваться услугами специалистов центра «Ростест Урал». Предлагаем клиентам следующие преимущества:
- полный комплекс сертификационных услуг по приемлемой стоимости – оказываем содействие в оформлении широкого спектра разрешительной документации;
- возможность удаленного оформления – клиенту не потребуется даже выходить из офиса;
- индивидуальный подход к каждому обратившемуся – поможем справиться даже с самой сложной проблемой.
Таможенный контроль и декларирование товаров
Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.
Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.
Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.
Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:
-
Проверка соблюдения законности;
-
Реализация действующего законодательства;
-
Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.
Формы таможенного контроля:
-
Проведение опроса в устной форме;
-
Документальная проверка;
-
Таможенная проверка;
-
Наблюдение в границах таможенной территории;
-
Получение объяснений;
-
Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;
-
Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;
-
Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;
-
Осмотр складов, помещений, территорий;
-
Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.
Кто имеет право производить таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенные процедуры
Процедуры таможенного декларирования товаров могут выполняться субъектом, осуществляющим перемещение продукции, или его представителем (декларантом). Таможенными представителями называют юрлиц, представляющих государства ТС, которые имеют возможность взаимодействовать в правовом поле с субъектами декларирования. Они уполномочены во взаимодействии с сотрудниками таможни выполнять операции, предусмотренные Кодексом ТС. Институт таможенных представителей описан в ст. 12–17 данного Кодекса. Его применение осуществляется исключительно в соответствии с национальными особенностями стран ТС. Это положение обусловлено различием регламента по внесению субъектов в реестр представителей таможни в законодательствах стран-участниц. Установление допустимых полномочий для выполнения операций таможенного декларирования происходит на основании ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза. Если обобщить существующие правила, то можно сказать, что для получения прав выступать декларантом необходимо:
-
Оформление сделки ВЭД от лица, которое заключило контракт при транспортировке товаров через границу государств ТС;
-
Наличие прав владения, использования/распоряжения продукцией при отсутствии контракта ВЭД.
На основании таких положений становится очевидно, что возможность быть декларантом определяется наличием подтвержденных прав на продукцию, в отношении которой применяется декларирование. Таким образом, можно проследить связь между юридическими правами на распоряжение продукцией в составе груза (включая возможность ее уничтожения) и полномочиями субъекта в качестве декларанта.
Для ситуаций, когда при сопровождении товаров через таможенный контроль не присутствуют граждане государств, участвующих в ТС, согласно ст. 186 Кодекса (п. 2) в качестве декларанта осуществить декларирование могут:
-
Частные лица, которые провозят продукцию для собственного использования;
-
Субъекты, в отношении которых действуют льготные условия таможенного декларирования (представители дипломатических учреждений или официальных представительств стран, фондов, сообществ, а также другие иностранные граждане, получившие особый статус на основании межгосударственных соглашений);
-
Представители представительств, действующих на территории Таможенного союза, при транспортировании продукции, которая предназначается для использования непосредственно представительствами;
-
Субъекты, которые владеют правом распоряжения продукцией в ходе контракта, в котором одна из сторон зарегистрирована на территории ТС.
Для режимов таможенного транзита перечень субъектов, которые правомочны осуществлять декларирование, включает всех вышеназванных лиц плюс экспедиторов (при условии регистрации на территории Таможенного союза) и представителей транспортных компаний, транспортирующих транзитные грузы.
Определенные трудности в процессе установления наличия прав на таможенное декларирование продукции возникают вследствие существования двух источников, учитывать которые нужно для определения декларантов. Помимо Таможенного кодекса и других законодательных актов ТС, необходимо принимать во внимание положения гражданских правовых актов государств Союза.
К категории наиболее противоречивых положений относят трактовку понятия «внешнеэкономическая сделка». Подробное определение отсутствует как в самом Таможенном кодексе Таможенного союза, так и в положениях действующих законодательств участников ТС. До формирования единого таможенного пространства в рамках Союза любая хозяйственно-экономическая операция между субъектами, зарегистрированными в различных странах, попадала в категорию ВЭД. С момента образования ТС появляется коллизия, которая заключается в трактовке внешнеэкономического контракта между представителями, зарегистрированными на территории ТС, но являющимися налогоплательщиками разных стран. С точки зрения государственных таможенных территорий такая сделка должна сопровождаться декларированием по требованиям ВЭД. Все было бы правильно, если бы при этом продукция пересекала границы ТС. Если же такой момент отсутствует, то в вопросах установления прав декларанта следует руководствоваться ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза, в которой описаны все возможные варианты определения декларанта.
При рассмотрении вопроса определения правомочий потенциального декларанта необходимо отметить некоторые особенности переходных нормативов, которые представлены в ст. 368 вышеуказанного Кодекса. Здесь указано о допустимости таможенного декларирования в ТС при следующих условиях:
-
Декларирование товаров на таможне государств — участников Таможенного союза может осуществляться субъектами, которые зарегистрированы, постоянно проживают на территории государства ТС, кроме случаев, допускающих декларирование иностранными гражданами (описано в п. 2 ст. 186 ТК ТС);
-
Декларирование может осуществляться представителями консульских и диппредставительств, а также международных организаций стран Таможенного союза при условии подачи декларации таможенным службам страны, в которой они располагаются.
Декларация соответствия ГОСТ Р – что это?
Декларирование соответствия промышленных продуктов и услуг (далее продукции или товаров) – это форма оценки качества и безопасности выпускаемой продукции путём подтверждения её соответствия официально установленным требованиям технических регламентов.
В отличие от сертификата соответствия, доказательная база для принятия декларации соответствия формируется заявителем самостоятельно. Однако оформленная по всем правилам и зарегистрированная в Едином Реестре декларация имеет равную юридическую силу с сертификатом.
Декларация соответствия ГОСТ Р – это документ, удостоверяющий, что процессы производства, качество и безопасность заявленной продукции соответствуют требованиям национальных технических регламентов и положений стандартов, принятых на территории России.
Алгоритм декларирования соответствия товаров в системе сертификации ГОСТ Р регулируется статьёй 24 Федерального Закона «О техническом регулировании» № 184‑ФЗ (от 27.12.2002 г. в действующей редакции).
Товары подлежащие таможенному декларированию
Товары подлежащие таможенному декларированию – согласно ТК ЕАЭС любые перемещаемые через таможенную границу товары подлежат письменному или электронному декларированию. При этом могут уплачиваться или не уплачиваться ввозные или вывозные таможенные платежи и пошлины. Их размер зависит от участника ВЭД осуществляющего перемещение товара, от вида товара и его стоимости. Задача таможенных органов следить за тем, чтобы из России не были вывезены ценные товары, вывоз которых запрещён законодательством, а также за тем, чтобы в Россию не ввезли запрещённые товары, представляющие собой угрозу для страны и её жителей, а также собирать таможенные платежи. Юридические лица и ИП при соблюдении мер тарифного и нетарифного регулирования могут перевозить через таможенную границу любые товары в любом количестве, кроме запрещённых. Участники ВЭД, ввозящие и вывозящие товары обязаны их задекларировать, при этом предоставив в таможню пакет документов и необходимую информацию. Документы подаются вместе с таможенной декларацией в установленном порядке.
Физические лица, согласно ст. 260 ТК ЕАЭС, должны задекларировать товары:
- доставляемые в несопровождаемом багаже или перевозчиком;
- попадающие под запреты и ограничения;
- в сопровождаемом багаже, за перемещение которых через таможенную границу нужно оплатить пошлины и налоги;
- в сопровождаемом багаже, ввоз которых не требует оплаты пошлин и налогов;
- пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
- ТС для личного пользования;
- автозапчасти;
- временно ввезённые ТС;
- денежные средства, если их сумма превышает 10000 долларов США;
Виды таможенного декларирования
Виды таможенного декларирования связаны с использованием разных видов таможенных деклараций, а также формой их подачи: электронной и письменной.
Виды таможенных деклараций:
- на товары – используется при помещении товаров под процедуры, исключая транзит; в документе указываются следующие сведения: процедура, под которую помещается ввозимый товар, о декларанте, о таможенном представителе, получателе, продавце и покупателе, о транспортных средствах, о товарах (название, описание, количество, сведения необходимые для исчисления платежей, для обеспечения мер нетарифного регулирования, страна происхождения товара, товарный знак, производитель);
- пассажирская – используется при перемещении товаров для личного пользования физлицами;
- транзитная – используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенный транзит; указываются сведения об отправителе и получателе, страна получатель и страна отправитель, о транспортном средстве, о товаре (название, количество, стоимость, код, количество и вес) и другие;
- на транспортное средство – используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки и припасов.