Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «При приватизации земельного участка принятие границ участка по факту». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Можно ли что-то сделать, если отказали в приватизации земельного участка? Вообще, на каком основании власти вправе выносить отказ? Именно такими вопросами задаются люди, которые никак не могут реализовать свое право на приватизацию земли. В этой статье разберемся в причинах отказа, вариантах их оспаривания. Также объясним, почему следует спешить с приватизацией и обжаловать отказ в обязательном порядке.
Как поступить, если пришел отказ в приватизации участка
Земельным законодательством предусматривается строго определенный перечень оснований для отказа в приватизации земельного участка (далее – «ЗУ»).
- Участок расположен в красных линиях. То есть он располагается на территории общего пользования (включая лесопарковые зоны), в том числе в пределах ЛЭП, коммуникационных сетей связи, трубопроводов, железных, автомобильных и пешеходных дорог, проездов и проходов.
- ЗУ полностью или частично расположен в природоохранной зоне. Это может быть территория заповедника и пр.
- Участок располагается в зоне, которая в недалеком будущем будет отнесена к особо охраняемым или подвергнута реорганизации.
- ЗУ частично или полностью располагается на территории частного владения физического или юридического лица.
- На участок или зону его расположения наложено ограничение или исключение из оборота.
- ЗУ располагается на территории земель, входящих в государственный резервный перечень и может потребоваться для реализации государственных (муниципальных) проектов.
- Участок запрещен к выкупу, иной передаче в частную собственность действующим федеральным законом или муниципальным правовым актом.
- На участке возведена незаконная постройка.
Это предельный перечень оснований для отказа. При этом основания, по которым отказывают в приватизации квартиры (о них читайте здесь), в данном случае действуют лишь частично:
- гражданин однажды уже приватизировал ЗУ;
- участок не имеет определенных границ (о межевании можно узнать здесь);
- не соблюдение формальных требований к приватизации (участок ранее не передавался гражданину);
- отсутствуют определенные документы, необходимые для приватизации участка;
- не соблюдение регламента приватизации (о нем можно узнать из этой статьи).
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Документы об извещении прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Обратите внимание: необходимо помнить, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано не позднее 30 дней со дня проведения данного собрания. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.
Особенности приватизации земельных участков в садовых товариществах
Землю кооператива можно приватизировать бесплатно, если данный кооператив был создан до 1 января 2019 года. То же самое относится к участкам, принадлежащим садоводческим организациям в некоммерческих садах, где свободная земля может быть передана в частную собственность до 1 марта 2022 года (ст. 3, раздел 3, Закон № 137).
Это возможно, если земля соответствует следующим критериям
- Земля была предоставлена под сад, дачу или огород до 10 ноября 2001 года
- участок был предоставлен гражданам в соответствии с решением совета товарищества или других документально подтвержденных членов,
- На землю не наложено никаких ограничений. Это означает, что она может быть предоставлена в свободное пользование.
Чтобы приватизировать участок, заявителю необходимо собрать определенный пакет документов как минимум в двух случаях.
- Для получения разрешения на приватизацию,
- Для оформления права собственности документы должны быть направлены в Росреестр.
Для получения разрешения на приватизацию, какие документы необходимо предоставить в уполномоченную службу
- Документы, удостоверяющие личность,
- Доверенность, если разрешение выдано представителем,
- Заявление о выдаче разрешения на приватизированную землю,
- Документы, подтверждающие право пользования землей — договор аренды, свидетельство о собственности
- Заявление об истечении права на бесплатное пользование участком — если недвижимость была приобретена на соответствующем основании,
- Нотариальное согласие супруги заявителя,
- Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или документы, подтверждающие факт отсутствия регистрации земельного участка,
- Кадастровый паспорт,
- справка, подтверждающая право гражданина на участие в приватизации.
Для приватизации земельного участка необходимо выполнить ряд действий, связанных с оформлением и получением правоустанавливающих документов. В этом разделе рассмотрим основные этапы этого процесса.
- Получение выписки из кадастрового плана
- Составление межевого плана
- Подача заявления и получение решения о возможности приватизации
- Основные этапы оформления права собственности
Первым этапом является получение выписки из кадастрового плана. Для этого необходимо обратиться в органы государственного кадастрового учета и предоставить информацию о земельном участке. После подачи заявления и уплаты требуемых сборов, вы получите выписку из кадастрового плана, которая содержит основные технические данные участка.
Для приватизации земельного участка необходимо иметь межевой план. Составление межевого плана может быть выполнено частным землемером или организацией, имеющей соответствующую лицензию. Межевой план включает в себя границы участка и его характеристики. Полученный межевой план должен быть утвержден в установленном порядке.
После получения выписки из кадастрового плана и межевого плана необходимо подать заявление о приватизации земельного участка. Заявление подается в органы государственного кадастрового учета и содержит основные данные об участке. После рассмотрения заявления и проведения проверок, будет принято положительное или отрицательное решение о возможности приватизации участка.
В случае положительного решения о приватизации участка, необходимо пройти ряд этапов для оформления права собственности:
- Заключение договора купли-продажи или договора безвозмездной передачи земельного участка.
- Получение государственной регистрации права собственности в органах Федеральной регистрационной службы.
- Снятие ограничений и обременений с участка (если таковые имеются).
- Получение выписки из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) с отметкой о праве собственности.
Для получения права собственности на земельный участок необходимо подготовить и предоставить определенный перечень документов. Какие конкретно документы потребуются, зависит от особенностей каждого конкретного случая. В целом, для получения права собственности на землю, требуется предоставить:
- Заявление о приватизации земельного участка.
- Выписку из кадастрового плана.
- Межевой план участка.
- Решение о возможности приватизации участка.
- Договор купли-продажи или договор безвозмездной передачи.
- Выписку из ЕГРН.
В случае отказа в приватизации земельного участка можно обратиться в суд для защиты своих прав. Судебная постановка может быть вынесена в пользу приватизации и право собственности будет установлено решением суда. В случае несогласия с решением суда, возможно обжалование этого решения в вышестоящие инстанции.
О праве на однократную и бесплатную приватизацию земельных участков
Петрово-Дальневская территориальная сельская администрация отказала гражданину Ш. в приватизации части приусадебного земельного участка по причине того, что он ранее воспользовался этим правом. В 1992 году в пределах установленных норм ему было передано бесплатно 600 кв. м земли. Оставшиеся неприватизированными 300 кв. м, по поводу которых возник спор, администрация согласна предоставить ему в собственность за плату. Красногорский городской суд жалобу удовлетворил, признав незаконным отказ в бесплатной передаче Ш. указанной части земельного участка в собственность, указав на то, что в 1992 году Ш. была предоставлена только часть находившегося в его пользовании земельного участка.
Решение суда по существу не вызывает сомнений, но в его обоснование следовало привести другие мотивы, поскольку администрация ссылалась на факт повторной бесплатной приватизации гражданином Ш. части земельного участка, что, по их мнению, недопустимо в силу закона.
Таким образом, спор между администрацией и Ш. сводился к следующему: надо ли при рассмотрении заявления Ш. учитывать первую бесплатную приватизацию в 1992 году, т.е. речь шла о действии во времени нового Земельного кодекса, которым предусмотрена возможность только однократной бесплатной приватизации земельных участков.
По общему правилу, частично воспроизведенному в ст. 7 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» , законы и другие нормативные акты применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие. На ранее возникшие отношения действие закона и других нормативных актов распространяется только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Ни новый Земельный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон к нему не содержат положения о придании обратной силы ограничениям по ранее проведенной приватизации. Следовательно, не мог иметь юридического значения и не должен учитываться факт приватизации гражданином земельного участка до принятия нового Земельного кодекса как основание для отказа администрации в последующей приватизации земельного участка.
———————————
Далее — Вводный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4148.
Сложнее ситуация с отказом в перерегистрации земельного участка гражданину Ч. той же местной администрацией. При этом администрация исходила из того, что Ч. принадлежала 1/2 часть дома и земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения, которую он приватизировал по новому Земельному кодексу. Вскоре к нему перешла по наследству другая часть дома и земельного участка на том же праве, которую администрация не возражает ему передать в собственность, но только за плату.
Сколько стоит приватизировать землю в аренде
Как правило, долгосрочный договор аренды заключается на 20+ лет, но уже через три года после его заключения можно претендовать на бесплатную приватизацию арендованного участка.
Если земля надолго арендована у муниципального образования, «Дачная амнистия» даёт возможность перевести её в частную собственность. Если арендный договор был оформлен не позднее ноября 2001 года, проблем не должно возникнуть: следует лишь оформить полный пакет необходимых документов.
Стоимость получения документов для приватизации арендованной земли:
- межевание территории: от 7000 рублей;
- государственная пошлина за приватизацию земельного участка: 2000 рублей, льготная стоимость 350 рублей в этом случае не действует;
- выписка из ЕГРН: 300 рублей.
Сколько стоит приватизация участка под гаражом
В этом пункте речь идёт о гаражных кооперативах, многие из которых возникли ещё во времена СССР. Хозяин каждого бокса может стать полноправным владельцем участка земли, на котором тот расположен. Приватизация в таком случае оформляется через правление кооператива.
Земля гаражного кооператива приватизируется только по коллективной заявке. Оформлением занимается выборное лицо, представляющее всех членов кооператива, — обычно в этой роли выступает председатель. Земля переводится в собственность только после полной выплаты паевого взноса.
Кроме гаражных кооперативов, существуют индивидуальные, на строительство которых граждане получали разрешение в разные времена. На приватизацию земли, принадлежащей таким кооперативам, распространяются все положения «Дачной амнистии». Отдельно стоящее здание гаража (точнее, земля под ним) оформляется лично, напрямую в Росреестре или МФЦ.
Стоимость приватизации земельного участка: расходы на приватизацию земли под гаражом будут зависеть от стоимости кадастровой документации.
Какие сложности могут возникнуть?
Переоформляя лишние сотки на себя не следует забывать про два нюанса, которые могут помешать процедуре регистрации лишних соток.
Так, во-первых, бесплатно увеличить площадь земли в собственности можно только при соблюдении одного условия – оформляемый участок не должен превышать предельного минимума земель при выделении.
Как указывает часть 5 статьи 27 ФЗ №221 «дополнительная часть не должна превышать предельного минимального размера участка, установленного… для земель соответствующего целевого назначения».
Пример толкования данной нормы!
К примеру, во многих регионах страны участки для дачного строительства выделяются размером в 6 соток. Эта стандартная площадь является одновременно и минимальной. Следовательно, исходя из буквы закона, хозяин земли в дачном строительстве не вправе добавить к себе больше 6 соток.
Особенности и нюансы приватизации земли
Возможность приватизировать участок земли предоставляется, в зависимости от сопутствующих обстоятельств, возмездно и безвозмездно.
Бесплатно (безвозмездно) оформить определённую площадь в собственность можно в следующих случаях:
- Обладание землёй на основании бессрочного пользования, а также права пожизненно наследуемого владения. Ограничений по площади участка нет. Не распространяется на наследников гражданина, обладавшего, но при жизни не воспользовавшегося этим правом. Если речь идёт о дачных участках, возможна коллективная приватизация.
- Обладание расположенной на рассматриваемой территории жилплощадью, приобретённой до 1990 года, но по какой-либо причине, не оформленной в собственность до настоящего момента. Ограничения по площади так же отсутствуют.
- Проживание в многоквартирном доме даёт возможность приватизировать участок собственникам как жилых, так и нежилых помещений обозначенной постройки. Доступная площадь будет определена размерами территории, занимаемой самой постройкой и используемой для обслуживания этого здания. Определение допустимых границ является задачей органов местного самоуправления и производится с учётом определённых градостроительных нормативов.
- Владение организацией, не осуществляющей коммерческую функцию, при условии, если здание организации, относящейся к льготной категории,было приобретено юридическим лицом до вступления в силу ЗК РФ.
- Причастность физического лица к льготной категории. Распространяется на территории под строительство или для иных целей. Зоны, относящиеся к не застраиваемым территориям, а также возможную площадь определяют органы местного самоуправления.
Список основных документов
Заблаговременной подготовки для обращения с запросом о регистрации собственности, потребуют следующие позиции:
- кадастровый паспорт на испрашиваемую территорию;
- выписка из ЕГРП на испрашиваемый участок, а также расположенные на нём объекты, если таковые имеются, или уведомление об отсутствии по данному запросу необходимых сведений; Обратите внимание, что самостоятельное предоставление этих бумаг способствует ускорению процесса, но не является обязательным, так как орган, рассматривающий заявление,имеет возможность получить необходимые сведения без прямого участия заявителя.
- свидетельство, или его заверенная копия, подтверждающая факт владения заявителем;
- при наличии построекна рассматриваемой площади, необходимы также соответствующие тех. паспорта;
- в случае если вы рассматриваете безвозмездную приватизацию, основанную на отношении к определённой льготной категории граждан, следует подготовить подтверждающие бумаги или приказы;
- подготовьте копии всех собранных и имеющихся документов, возможно в нескольких экземплярах.
Порядок получения технического паспорта в случае наличия на приватизируемой земле капитальных построек
Оформление на объект технического паспорта происходит по факту завершения его строительства, при получении возможности эксплуатировать постройку. При составлении указываются все описывающие свойства характеристики.
Предоставляется к получению в БТИ, регионально относящийся к объекту, и при предоставлении:
- заявления, составленного по указанной форме;
- паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность заявителя;
- документального подтверждения права собственности на объект;
- квитанции, подтверждающую оплату услуг БТИ, при этом плата за оказание услуг не фиксирована и устанавливается в зависимости от региона.
После принятия указанных документов заявителю выдаётся расписка об их получении, назначается дата завершения процесса изготовления технического паспорта на указанный строительный объект.
Что нужно будет оспаривать и доказывать в суде
Прежде всего я хочу, чтобы у граждан было представление о том, с чем им придется столкнуться на суде в споре с соседями. Каждая ситуация индивидуальна, но есть некоторый общий план действий. Нужно учесть уйму нюансов — от разницы границ по документам до поведения сторон в суде. А пока разберемся с теорией.
Стороны в судебных разбирательствах:
- Истцы — собственники участка, при межевании которого выявлена проблема с наложением соседних кадастровых границ. Вместо истцов участвовать в суде могут их представители, например, земельный юрист/адвокат;
- Ответчики. Их может быть несколько: 1) Собственники соседних участков, с которыми у нас есть спор. У ответчиков тоже может быть представитель. 2) Представители администрации местного муниципального образования. Они тоже будут участвовать, потому что по суду мы также будем устанавливать границы своего участка (об этом ниже);
- Третья сторона: 1) Представители местного отделения Росреестра и Кадастровой палаты. 2) Председатель товарищества, если участки находятся в товариществе.
Совет — если при подготовке к суду появятся обстоятельства, которые ослабляют нашу позицию, можно и не сообщать об этом судье и, тем более, ответчику. Это нормально когда не говоришь о своих слабостях. Пусть ответчик их выявляет и доказывает, а мы будем искать его слабости. Суд — это состязательный процесс. Слабых сторон я коснусь дальше.
Чтобы победить в судебном разбирательстве, нужно оспорить межевание соседнего «спорного» участка и получить положительное решение на установление границ нашего участка.
Этап №3 — Если наши фактические границы совпадают с планом из ГФДЗ, предлагаем соседям провести межевание без суда
Покажите соседям распечатанную карту со слоями из планов (из этапа №2) и скажите им, что ваши фактические границы совпадают с планом из архива Росреестра. Следовательно их границы не совпадают. Совпадение наших границ с планом — это хороший козырь в споре, если соседи намерены судиться. Предложите им не доводить до суда, пусть они проведут межевание своего участка, чтобы фактические границы их участка внесли в кадастровый учет. По сути их границы на местности будут не тронуты, изменятся лишь их кадастровые границы в ЕГРН. Проще говоря, их участок на карте «сдинется» на место.
Чаще всего соседи отказываются что-либо делать и говорят примерно такое — «Это ваша проблема, а не моя. Нам уже делали межевание, границы оформлены, а правильно или неправильно — это вам нужно доказать». В таком случае есть смысл оплатить повторное межевание их участка. Мое мнение — проще, быстрее и дешевле заплатить за межевание соседа, чем судиться с ним. Межевание стоит около 10 000 — 20 000 рублей и оформляется около 1 — 1,5 месяца. Если дойдет до суда, тогда: 1) Услуги юриста за оформление документов и представительство выйдет дороже минимум в 1,5 — 2 раза. 2) Суд только первой инстанции займет 3 — 4 месяца + 1 месяц на вступление в силу судебного решения. А если соседи подадут апелляцию, это займет еще больше времени и денег.
Если соседи согласятся провести повторное межевание своего участка (даже если и за наш счет), проще всего обратиться к тому же кадастровому инженеру, который проводил межевание нашего участка. В итоге инженер оформит один межевой план — на исправление кадастровой ошибки при межевании соседа и установление границ нашего участка. Данный план подаем на регистрацию в Росреестр. Сначала кадастровые границы соседнего участка «передвинутся» по фактическим координатам. Следовательно наложение/разрыв исчезнет. Затем зарегистрируют наши границы. По сути проблема с границами решена.
Что делать при отказе на приватизацию земельного участка
Приватизация земельных участков, процедура оформления земельных участков в собственность, сегодня очень популярна. Все землепользователи поняли, что земельные участки, находящиеся у них на праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренде или просто пользовании (без документов) необходимо оформлять в собственность для того, чтобы иметь возможность распоряжаться своим недвижимым имуществом.
В Московскую областную земельную компанию обращаются граждане, которым органы местного самоуправления отказали в приватизации используемых земельных участков, ссылаясь на то, что эти граждане ранее (до принятия Земельного кодекса РФ) уже приватизировали другие участки земли.
Следует учитывать, что случаи бесплатной приватизации земли, если они имели место до 25 октября 2001 года, не могут приниматься во внимание, при применении однократности приватизации. Граждане имеют право на бесплатную приватизацию земельных участков, находящихся у них в пользовании, даже если он приобретал землю до введение в действие Земельного кодекса (25 октября 2001 года).
Сегодня новая фишка в органах местного самоуправления при обращении к ним с вопросом приватизации земли. Так гражданин Федорко Н. И. обратился в Администрацию района с просьбой передать ему в собственность земельный участок под жилым домом в деревне. Дом гр. Федорко достался по наследству, а на земельный участок никаких документов не было. В Администрации района, где был расположен дом и земельный участок ему отказали в бесплатной приватизации и предложили оформить земельный участок в аренду.
Кстати, кто соглашается и оформляет свои участки под жилыми домами в аренду, наверняка не знают, что стоимость аренды земельного участка в год сейчас значительно поднялась. Так, например, житель Пушкинского района за земельный участок 1500 кв. м. будет платить в год от 100 000 рублей до 300 000 рублей. В других районах цены не меньше, иногда даже больше.
Несколько примеров из практики Московской областной земельной компании.
Гражданка Л. обратилась в администрацию одного из районов Московской области, а администрация отказала в приватизации части приусадебного земельного участка по причине того, что она ранее уже воспользовался своим правом. При изучении документов, юристами Московской областной земельной компании было выявлено, что в 1991 году гражданке Л. в пределах установленных норм было выделено бесплатно в собственность 900 кв. м. земли. Оставшиеся 600 кв. м. Администрация предложила выкупить.
Юристы компании обратились в суд с иском, и Красногорский городской суд обоснованно удовлетворил жалобу.
Жительнице д. Торговцево Дмитровского района гр. Н. в 1992 году был предоставлен земельный участок общей площадью 1200 кв. м. на праве постоянного (бессрочного) пользования для личного подсобного хозяйства, более того, на земельном участке расположен жилой дом. В 2007 году гр.
Рекомендуем! Приватизация жилья сиротами, как приватизировать квартиру сироте
Н обратилась в администрацию с заявлением о приватизации земельного участка, но оформление в собственность земельного участка произведено не было в связи со смертью гр. Н. Наследником гражданки Н. сын Д. оформил право собственности по наследству на жилой дом. Земельный участок оформить не смог, так как право постоянного (бессрочного) пользования не передается по наследству.
Юристы Московской областной земельной компании обратились в суд с иском о признании права собственности на земельный участок, и Дмитровский городской суд принял правильное решение об удовлетворении иска.
В случае отказа органов местного самоуправления в бесплатной приватизации земли, гражданам необходимо обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав. При наличии тех или иных оснований, можно признать незаконными действия (бездействия) государственного или муниципального органа и обязать их устранить допущенные недостатки; признать право собственности на земельный участок.
Процедура установления границ
Шаг 1: Сбор документов и информации
Первым шагом в процедуре установления границ земельного участка по фактическому пользованию является сбор необходимых документов и информации. Это включает в себя получение кадастрового паспорта на соседние участки, изучение истории использования земли, получение сведений о границах смежных участков от соседей и проведение соответствующих замеров и анализов.
Шаг 2: Обращение в кадастровую палату
После сбора необходимых документов и информации необходимо обратиться в местную кадастровую палату. Здесь следует предоставить все собранные документы и объяснить свою ситуацию. Специалисты кадастровой палаты проведут анализ предоставленных данных и определатегорию земельного участка, а также установят его границы на основе фактического пользования и соседних участков.
Шаг 3: Проведение межевых работ
После установления границ земельного участка в кадастровой палате следует провести межевые работы. Для этого необходимо нанять профессиональных геодезистов, которые осуществят соответствующие замеры и установят границы участка. Геодезические работы могут включать в себя постановку границ с помощью специальной разметки или установку геодезических столбов.
Шаг 4: Внесение изменений в кадастровый учет
После проведения межевых работ и установления границ земельного участка необходимо внести соответствующие изменения в кадастровый учет. Для этого следует обратиться в кадастровую палату, предоставив все необходимые документы, геодезическую съемку и протокол проведенных работ. Кадастровая палата проверит представленные материалы и внесет изменения в кадастровый учет, а затем выдаст новый кадастровый паспорт на участок с установленными границами.
Документы, необходимые для установления границ
Для установления границ земельного участка по фактическому пользованию необходимо предоставить целый набор документов. Во-первых, это заявление о выдаче границ земельного участка, которое должно быть направлено в управление по землепользованию, кадастрам и геодезии. В заявлении следует указать сведения о заявителе, а также приложить копии необходимых документов.
Кроме заявления, необходимо предоставить кадастровый паспорт земельного участка, который включает в себя информацию о его характеристиках, расположении и границах. Также требуется предоставить акт обследования местности, выполненный землемерами. В этом акте должны быть указаны сведения о существующих строениях и сооружениях, а также о других видимых признаках, помогающих установить границы участка.