Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оплатить пеню бюджетного учреждения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок отражения в бухучете сумм полученных неустоек (штрафов, пеней) зависит от типа учреждения. В учете казенных учреждений: Сумма неустойки (штрафа, пеней) при нарушении условий государственного контракта относится к неналоговым доходам бюджета и зачисляется в размере 100 процентов в доход соответствующего бюджета (, Бюджетного кодекса РФ).
Оплата пеней бюджетными учреждениями
ВАЖНО! Новые правила расчета пени действуют с 28.12.2022. Исчисление продолжительности начинайте со дня, следующего за днем, в котором наступает срок оплаты. Например, с 21 марта. День, в котором платеж отправлен в бюджет, тоже включайте в расчет пени. Сумма пени, исчисленная за просрочку платежа по страхвзносам, не может превышать сумму самого взноса. Пени по взносам начисляют даже за один день просрочки. Такие нормы закреплены в п. 3 статьи 75 НК РФ, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2022 № 424-ФЗ.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».
Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300‑й действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, определенных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 7 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ, п. 10 Правил № 1042).
Рассмотрим ключевые правила начисления и уплаты на примере. ГБОУ ДОД ДЮСШОР «АЛЛЮР» начислило заработную плату за май в сумме 1 200 000 рублей. Для исчисления СВ используются стандартные ставки: на ОПС (пенсионное обеспечение) — 22 %, ОМС (медстрахование) — 5,1 %, ВНиМ (социальное страхование) — 2,9 %, на травматизм — 0,2 %.
За счет страхования от несчастных случаев и профзаболеваний работникам будут оплачены страховые премии и гарантированные выплаты при наступлении несчастного случая или при получении травмы на производстве. Бухгалтерские проводки по оплате страховой премии будут такими же, подробнее об этом читайте в статье «Как оплачивается травма на производстве в 2024 году».
*(2) В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам (взносам) (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).
————————————————————————-*(1) Заметим, что в Приложении N 5 к Указаниям N 65н по-прежнему остается увязка КВР 853 с «укрупненной» статьей 290 «Прочие расходы». Соответственно, допустимо применение нового кода КОСГУ 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» одновременно с КВР 853.
ООО «ВЕСНА» — компания на ОСНО, применяет общеустановленные тарифы по страховому обеспечению граждан. Тариф взносов на травматизм — 0,2 %. В сентябре 2024 года была начислена заработная плата основного персонала в сумме 1 000 000 рублей. Бухгалтер отразил в учете следующие действия:
Что понимается под несоблюдением законодательства? Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований БК РФ относительно работы с государственными средствами. В статье 283 описаны основания, которые позволяют контролирующим органам говорить о том, что был эпизод несоблюдения требований закона.
И пеня в фонды тоже просто так не возникает, а из-за конкретных чьих-то действий. У кого там в обязанностях про правильное начисление заработной платы и своевременное и в полном объеме перечисление налогов и т.п., Вам напомнить, или в свои обязанности (или обязанности своих бухгалтеров) все-же посмотрите?
Проводки Казенное Учреждению По Пеням По Контракту
Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.
Доходы в виде компенсации затрат государства относятся к подгруппе доходов бюджета 113 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства» и отражаются с применением аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат».
С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 16.11.2022 № 209н[6] операции по начислению и списанию сумм неустоек (штрафов, пеней) по государственным контрактам в бухгалтерском учете заказчика следует отражать с использованием нового счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».
Бухгалтерский и налоговый учеты штрафных санкций определяются каждой организацией самостоятельно и прописываются в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008). Бухучет неустойки, образовавшейся в результате просрочки налоговых платежей, ведется в составе счета 99 «Прибыли и убытки» в связи с тем, что такие санкции не имеют прямого отношения к производству товаров, работ или услуг.
Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.
В таких контрактах в обязательном порядке прописывается условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – поставщик) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, которая выражается в уплате неустойки (пени, штрафа) (ч. 4, 5, 6 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ).
В учете казенных учреждений могут быть допущены ошибки, приводящие к занижению базы и налога. Преимущественно неверные позиции касаются включения ряда сумм в состав доходов. В отношении расходов имеется четкая позиция законодательства об исключении затрат, финансируемых распорядителем.
- Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
- Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
- Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.
Расходы, вычитаемые из полученной суммы – это те траты, которые понес работодатель, и при этом обосновал и документально подтвердил. Некоторые расходы не вычитаются, например, выплаты по кредитам, начисление дивидендов, формирование уставного капитала и др.
В каком порядке осуществляется списание?
Исходя из требований п. 2 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) может осуществляться по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015 и (или) 2016 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами. Напомним, что возможность изменения условий контрактов в 2015 – 2016 годах предусматривалась ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (утратила силу 01.01.2017).
Таким образом, на основании Правил № 783 можно списать только неустойки (штрафы, пени), не оспариваемые поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно осуществляться в следующем порядке:
-
если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик их списывает;
-
если их общая сумма превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик списывает 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% таких сумм до 01.01.2017.
При этом основаниями для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) являются:
-
если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или иным документом;
-
если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5%, но составляет не более 20% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или другим документом, а также информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (если начисленная и неуплаченная сумма возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика или автономного учреждения (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также перед автономным учреждением в случае осуществления им закупок в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
Об уплате финансовых санкций с 15.08.2023
В связи с изданием приказа Минфина России от 29 июня 2023 г. № 100н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 мая 2022 г.
№ 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)» (зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2023 г.
№ 74634) (далее – Приказ Минфина России № 100н) утверждены новые коды бюджетной классификации (далее-КБК)* для учета поступлений по финансовым санкциям и административным штрафам, администрируемых Социальным фондом России, в рамках ст. 17 Федерального закона от 01.04.
1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), ч. 1 ст. 15.33.2, частью 2 статьи 15.10 и статьями 15.32, 15.
КОСГУ: штрафы, пени, уплаченные
Для отражения уплаченных штрафных санкций Порядком № 209н предусмотрена статья 290 КОСГУ «Прочие расходы», объединяющая несколько подстатей (292-295), созданных с целью отражения сумм уплаченных штрафов в зависимости от природы их возникновения.
На подстатье 292 отражаются расходы по уплате штрафов и пени, начисленных непосредственно за несоблюдение сроков уплаты налогов и сборах, а также за нарушение законодательства РФ о страховых отчислениях.
По коду 293 КОСГУ отражают затраты по перечислению штрафов за нарушение норм законодательства РФ о госзакупках товаров/работ/услуг и условий заключенных соглашений по подобным поставкам. Так, уплаченный контрагенту штраф за недопоставку товаров по договору, должен быть отражен по подстатье 293. По данному коду учитывают и уплачиваемые предприятием в бюджет административные штрафы, начисленные согласно КОАП РФ и касающиеся госзакупок.
Подстатья 294 КОСГУ — пени и штрафы, уплаченные за несвоевременное погашение кредитов, полученных в иностранной валюте из бюджета, а также предоставленных зарубежными странами (в т. ч. на определенные цели), международными финансовыми компаниями, иными иностранными юрлицами.
Четкая градация по характеру начисленных пени и штрафов КОСГУ в 2023 году не случайна – эти перечни закрыты, не подлежат расширению и на каждой подстатье необходимо учитывать лишь те санкции, которые обозначены в ней. Например, по кодам 292-294 нельзя учесть штрафы и пени, предъявленные контролирующими органами за непредставление необходимой отчетности
Прочие штрафы и пени, уплаченные учреждением, но не вошедшие ни в какую из перечисленных категорий, относят на подстатью 295, предназначенную для отражения расходов по оплате других экономических санкций. Таким же образом учреждения учитывают и другие санкции, например, не связанный с госзакупками административный штраф. КОСГУ 292 – 295 увязывают с соответствующими кодами КВР.
Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2023 — 2023 годах бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 28.12.2023 № 297н.
1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
Бюджетная классификация и платежи для ФЛ (для примера)
Бюджетная классификация в соответствии со ст. 19 Бюджетного кодекса включает классификацию:
- бюджетных доходов;
- бюджетных расходов;
- источников обеспечение финансовыми ресурсами дефицитов бюджетов;
- операций публично-правовых образований.
Простые граждане производят множество оплат по КБК:
- ЕНП ФЛ;
- НДФЛ;
- НИФЛ (налог на имущество);
- налоговый сбор на транспортное средство;
- земельный сбор;
- налоги за использование объектов мира фауны и биологических водных ресурсов;
- перерасчеты, задолженности по отмененным обязательным платежам, включая налоговые сборы;
- водный налог;
- госпошлина;
- налог за утилизацию;
- штрафы;
- оплата услуг по предоставлению сведений из Единого госреестра налогоплательщиков;
- пени;
- налог на проф. доход;
- страх. взносы на обязательное пенсионное страхование;
- прочее.
Уменьшение суммы задолженности при истечении срока давности
Полная отмена пени за услуги ЖКХ возможна в том случае, если между моментом возникновения долга и подачей в суд искового заявления обслуживающей организацией прошло 3 года. Этот срок установлен в п. 1 ст. 196 ГК РФ.
По причине истечения срока исковой давности спишут не только пени, но и всю сумму долга. Это означает, что обслуживающая организация может взыскать деньги лишь за предшествующие 3 года.
Если за это время жилец хотя бы однажды внес плату за квартиру, обозначенный срок прерывается. Поэтому, уплачивая деньги, стоит выбирать учреждения, где оплатить квартплату без пени не составит труда, так как оператор строго учитывает период, за который вносится платеж.
Следует помнить, что суд не применяет описанное правило по своей инициативе. Заявить об истечении срока исковой давности должен ответчик. Иначе дело о взыскании долга будет рассматриваться в стандартном порядке.
Бухгалтерский учет пени за нарушение сроков оплаты коммунальных услуг
Внимание Ставка данного налога составляет 6% для объекта обложения «доходы» и 15% для объекта обложения «доходы минус расходы».
Особенность налогового учета при применении данного специального режима заключается в определении доходов и расходов кассовым методом, то есть по моменту поступления денежных средств и списания их с расчетного счета.
Для того, чтобы выбрать, какой режим налогообложения экономически целесообразен для вашей управляющей компании, обратите внимание на ее финансовые результаты.
Если компания чаще всего находится в убытке, то, скорее всего, наиболее выгодно будет применение УСН «доходы минус расходы», так как платить придется только так называемый минимальный налог: 1% от доходов за период. Только учитывайте, что финансовые результаты, исчисленные по кассовому методу, могут значительно отличаться от прибыли/убытка по методу начисления.
Если устав не содержит сведений об обязательствах товарищества по обеспечении коммунальными услугами, а агентские договора с собственниками жилья не заключены, то все коммунальные платежи, поступавшие на счета организации, приравниваются к выручке. В этом случае составляют следующие проводки:
- Дт 62 Кт 90 – начислены коммунальные платежи, подлежащие к оплате;
- Дт 51, 50 Кт 62, 76 – поступила оплата коммунальных услуг.
В случае, когда ТСЖ осуществляет деятельность в соответствии с заключенными агентскими договорами, то под определение дохода попадает только величина агентского вознаграждения:
- Дт 76 Кт 60 – на сумму коммунальных платежей, подлежащую оплате;
- Дт 76 Кт 90 – на величину агентского вознаграждения;
- Дт 51,50 Кт 76 – получена оплата коммунальных услуг с учетом агентского вознаграждения.
Вопрос №2.
Ситуация: с какого момента у гражданина возникает обязанность вносить коммунальные платежи за квартиру, приобретенную по договору участия в долевом строительстве? C момента передачи гражданину квартиры по передаточному акту. По общему правилу обязанность оплачивать коммунальные услуги возникает у гражданина с момента получения права собственности на квартиру (п.
5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ). Однако, как подтверждает судебная практика, моментом возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг является не момент госрегистрации права собственности, а момент передачи квартиры гражданину при условии, что дом введен в эксплуатацию.
Это подтверждено в определении Конституционного суда РФ от 18 июля 2006 г. № 373-О.
Чем точнее и полнее будут прописаны в учетной политике вопросы учета, тем проще будет бухгалтерам в процессе практической деятельности. Зачем нужна учетная политика понятно, однако что она должна в себе содержать? Определим основной круг вопросов, свойственных деятельности управляющей компании:
- учет расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных ресурсов;
- учет материалов;
- учет расчетов с покупателями – собственниками жилья;
- учет доходов и расходов;
- учет начислений по оплате труда;
- учета расчетов по налогам;
- учет расчетов с другими контрагентами.
Для грамотного составления учетной политики, нужно обратиться к Положению по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политики организации».
Для правильной оплаты пени необходимо учесть следующие моменты:
- Дата начисления пени. Пени начисляются с момента наступления просрочки, указанной в документе обязательства. В случае отсутствия указания срока просрочки, пени начисляются со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства.
- Процентная ставка. Размер пени определяется процентной ставкой, которая указывается в законодательстве или в договоре об обязательстве. Процентная ставка может быть фиксированной или изменяемой в зависимости от условий и сроков просрочки.
- Способ оплаты. Пени могут быть оплачены вместе с основным долгом или отдельно. В случае отдельной оплаты пени, сумма пени должна быть указана отдельной строкой в платежном документе.
- Порядок перечисления. Оплата пени должна быть произведена на указанный в документе орган или лицо, ответственное за принятие таких платежей. Неправильное указание порядка перечисления может привести к неправильному зачислению платежа и дополнительной просрочке.
- Срок оплаты. Пени должны быть оплачены в установленный законодательством или договором срок. Неоплата пени в срок может привести к дальнейшему нарастанию задолженности и применению других санкций.
Соблюдение вышеперечисленных правил позволит осуществить правильную оплату пени и избежать дополнительных финансовых и юридических проблем.
Новые требования и сроки
Начиная с 2024 года, вступают в силу новые требования и сроки по оплате штрафов КОСГУ и КВР.
Согласно новым правилам, оплата штрафов должна быть произведена в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления о наложении штрафа.
Платежи могут быть произведены следующими способами:
- Банковский перевод
- Оплата через платежные системы (например, Яндекс.Деньги)
- Оплата наличными в финансовых учреждениях или их партнерах (банкоматах, почтовых отделениях и т. д.)
Для оплаты штрафов КОСГУ и КВР необходимо воспользоваться следующими реквизитами:
- Наименование получателя: Федеральная налоговая служба
- ИНН: 1234567890
- КПП: 0987654321
- БИК банка: 123456789
- Номер счета получателя: 98765432100000000000
При оплате штрафов рекомендуется указывать в назначении платежа номер и дату уведомления о наложении штрафа для более точного и оперативного зачисления платежа.
Оплата пеней и штрафов в бюджетном учреждении
Счетная палата РФ подробно регламентирует порядок действий, сбора и анализа информации при проведении аудита эффективности и его особенности по сравнению с другими ревизиями. Использование методологии Счетной палаты РФ и даже некоторых контрольных процедур поможет учреждению организовать действенный внутренний контроль над эффективностью расходования средств бюджета.*
ДЮСШ оплачены пени за нарушение сроков сдачи, ст.34 БК применить нельзя, т.к. учреждение бюджетное, не является участником бюджетного процесса. перечислены пени, штрафы страховые взносы, начисленные на фонд оплаты труда.Нарушение Каких пунктов и какого документа следует применить? ПисьмоКомплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
Начисление пени в бюджетном учреждении в 2022 году возможно ли через кфо 4
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете казенного учреждения данную ситуацию можно отразить как зачет встречных однородных требований в случае, если должностными лицами учреждения будет принято такое решение.
Получатели бюджетных средств отражают в регистрах бюджетного учета начисление и получение сумм пеней в качестве доходов бюджета по КФО 1 с применением счета 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)».
Обоснование вывода:
В соответствии с ч.ч. 4, 6-9 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2022 N 44-ФЗ (далее — Закон N 44-ФЗ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан уплатить неустойку (штрафы, пени) по требованию заказчика. Условие об ответственности контрагента обязательно включается в контракт.
В ст. 96 Закона N 44-ФЗ, содержащей нормы об обеспечении исполнения контракта, нет указаний на то, что заказчик вправе во внесудебном порядке вычесть сумму подлежащей уплате контрагентом пени из суммы такого обеспечения, хотя представители Минэкономразвития России считают такие действия заказчика правомерными (смотрите, например, письма от 31.12.2022 N Д28И-2914, от 31.12.2022 N Д28И-2915). Поэтому в связи с тем, что в настоящее время позиция в отношении зачетных операций не совсем однозначная, федеральному казенному учреждению следует принять для себя одно из двух решений:
— о возврате денежных средств, полученных в качестве обеспечения исполнения контракта поставщиком;
— о зачете обязательств.
В случае если казенным учреждением будет принято решение о втором варианте учета, то рассматриваемую ситуацию, по нашему мнению, можно отразить как зачет встречных однородных требований (ст. 410 ГК РФ).
Зачет как способ прекращения обязательства является односторонней сделкой, для совершения которой необходимы определенные условия: требования должны быть встречными, однородными, а срок исполнения по ним (за исключением случаев, когда он не указан или определен моментом востребования) должен наступить (п. 2 ст. 154, ст. 410 ГК РФ). Закон N 44-ФЗ не устанавливает запрета на прекращение обязательств зачетом (ст. 411 ГК РФ). В силу ст. 410 ГК РФ для зачета достаточно заявления одной стороны.
Из существующей судебной практики можно сделать вывод, что требования о возврате суммы обеспечения и об уплате пени являются однородными, поэтому могут быть (полностью либо частично) прекращены зачетом по заявлению заказчика (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2022 N 65, постановления Третьего ААС от 01.08.2022 N 03АП-2849/14 и Восемнадцатого ААС от 08.07.2022 N 18АП-6125/14, АС Северо-Кавказского округа от 13.01.2022 N Ф08-9866/14, Пятнадцатого ААС от 15.01.2022 N 15АП-21743/14, Четвертого ААС от 28.11.2022 N 04АП-5761/14, Четырнадцатого ААС от 04.03.2022 N 14АП-11150/14).
Согласно положениям Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2022 N 65н, доходы в виде суммы пени учитываются учреждениями госсектора по подстатье 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.
Получатели бюджетных средств отражают в регистрах бюджетного учета начисление и получение сумм пеней в качестве доходов бюджета (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 2 письма Минфина России от 17.09.2022 N 02-08-07/53443). В соответствии с действующим законодательством РФ любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в соответствующий бюджет (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 17.09.2022 N 02-08-07/53443).
Таким образом, учитывая положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2022 N 162н, рассматриваемую в вопросе ситуацию можно отразить следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет гКБК 3 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, 510 КОСГУ) Кредит гКБК 3 304 01 730 — отражено зачисление денежных средств, перечисленных казенному учреждению в качестве обеспечения исполнения контракта;
2. Дебет КДБ 1 209 41 560 Кредит КДБ 1 401 10 141 — отражено начисление пени поставщику;
3. Дебет гКБК 3 304 01 830 Кредит гКБК 3 201 11 610 (Увеличение забалансового счета 18, 610 КОСГУ) — отражено перечисление в доход бюджета пени, удержанных получателем бюджетных средств из средств, перечисленных контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта;
4. Дебет КДБ 1 210 02 141 Кредит КДБ 1 209 41 660 — отражено зачисление денежных средств в доход бюджета.
Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.
Как отразить субсидии в бухгалтерском учете
Бюджетные средства выделяются в форме субсидий. В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным или муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством или реализацией. До 2022 г. к доходам, не учитываемым при определении налогооблагаемой базы в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ, относились целевые поступления из бюджета бюджетополучателям. Согласно ст. 162 БК РФ (в редакции, действовавшей до 2022 г.) получателями бюджетных средств могли быть бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Таким образом, до 1 января 2022 г. воспользоваться положениями п. 2 ст. 251 НК РФ могла любая организация при условии, что она обладала статусом бюджетополучателя. В официальных разъяснениях того периода указывалось, что средства, полученные бюджетополучателями в виде субсидий или субвенций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии использования указанных средств по целевому назначению (см. Письма Минфина России от 25.09.2022 N 03-03-05/240, от 14.07.2022 N 03-11-04/1/12). Согласно ст. 6 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) субвенциями признавались бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Федеральным законом N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 26.04.2022, были внесены изменения в БК РФ, вступившие в силу с 1 января 2022 г. В частности, изменилось понятие получателей бюджетных средств: согласно ст. 6 БК РФ на сегодняшний день таковыми являются либо органы власти, либо бюджетные учреждения. Бюджетное учреждение — это государственное или муниципальное учреждение, финансирование которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Соответствующие поправки были внесены в налоговое законодательство: из п. 2 ст. 251 НК РФ было исключено слово «бюджетополучатель» . Обращение к истории вопроса не случайно: это попытка понять ту позицию, которая выражена в официальных разъяснениях Минфина последних двух лет. А данная позиция сводится к тому, что средства, полученные организациями из бюджетов всех уровней, не признаются целевыми поступлениями и облагаются налогом на прибыль на общих основаниях. Вот один из примеров. В Письме от 14.08.2022 N 03-03-05/156 финансисты указали: для признания поступлений из бюджета целевыми необходимо, чтобы эти средства были получены напрямую из бюджета. Поскольку в соответствии с нормами БК РФ коммерческие организации не могут являться получателями бюджетных средств, выделенные им субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. Аналогичное мнение выражено во многих других документах (см., например, Письма Минфина России от 01.09.2022 N 03-07-11/215, от 02.09.2022 N 03-03-06/4/73, от 14.07.2022 N 03-03-06/4/59, от 23.05.2022 N 03-03-06/4/33). При прочтении таких писем складывается впечатление, что представители финансового ведомства до сих пор продолжают руководствоваться «старой» редакцией НК РФ, ведь начиная с 2022 г. п. 2 ст. 251 НК РФ не устанавливает каких-либо специальных требований к статусу налогоплательщика; о том, что средства должны быть получены «напрямую из бюджета», в НК РФ также ничего не говорится. Зато ст. 78 БК РФ указывает на то, что субсидии юридическим лицам или предпринимателям предоставляются из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации или из местного бюджета. В соответствии с нормами бюджетного законодательства субъекты бизнеса получают субсидии через распорядителей (главных распорядителей) бюджетных средств, что, однако, не может изменить характера данных поступлений: они остаются средствами бюджета того или иного уровня. По вопросу учета в расходах текущих затрат, произведенных за счет субсидий единой позиции нет. Арбитражная практика так же не пришла к единому мнению. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 19.02.08г. № А55-8415/2022 судьи посчитали обоснованным признание рассматриваемых расходов в налоговом учете. Арбитры указали, что право организации включать в состав налоговых расходов документально подтвержденные затраты налоговым законодательством не ставится в зависимость от источника средств. Следовательно, предприятие вправе учесть фактические расходы, даже если они компенсированы в рамках целевого финансирования. А Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.11.05г. № Ф048268/2022 (17070-А27-15) – пример судебного решения не в пользу налогоплательщика. В нем арбитры указали, что у предприятия нет оснований учитывать при расчете налога сумму произведенных расходов, так как они были возмещены за счет средств, полученных из бюджета. Соответственно, реальных затрат у налогоплательщика нет. Поэтому такие расходы не могут уменьшать налогооблагаемую базу.